14 октября 2020 года произошло важное для феминисток всего мира событие — на Netflix вышел фильм про активистку мексиканского антифемицидного движения «Las tres muertes de Marisela Escobedo». Фемицид — убийство женщин на почве ненависти к женщинам, совершаемое мужчинами или в патриархальных интересах при попустительстве государства.
Обывательница, жительница печально известного Сьюдад-Хуареса — города, где десятилетиями совершались безнаказанные убийства женщин в интересах патриархата — Марисела потеряла в 2008 году свою 16-летнюю дочь Руби Марисоль Фрайре Эскобедо. После долгих поисков выяснилось, что девушка была убита и сожжена на свалке своим мужем Серхио Рафаэлем Барразой Боканегрой. Судьи признали его невиновным — несмотря на неопровержимые доказательства — в частности, на признание и указание места, где спрятано тело. Перед вынесением оправдательного приговора он извинился перед матерью жертвы за убийство.
Марисела Эскобедо Ортис начала свой поход за справедливостью — она сама многократно разыскивала сбегавшего убийцу, свидетелей, доказательства. Власти, связанные с криминальной бандой, в которую входил Серхио, всегда изыскивали способы уберечь убийцу от тюрьмы. Марисела и ее семья получали угрозы.
После многочисленных маршей по стране, после протестов перед коррумпированными губернаторами, Марисела разбила лагерь на площади Идальго в городе Чиуауа, перед Дворцом правительства. 19 декабря 2010 года она была застрелена во время мирного протеста в этом лагере.
Главные герои документального фильма «Три смерти Мариселы Эскобедо» — родственники и друзья. Они рассказывают о том, как из одинокого протеста движение против феминицида в Мексике стало многомилионным. Как их мать, сестра, подруга превратилась в народного героя, надежду для всех мексиканских женщин: «Если вы не знаете, что делать, если задаётесь вопросами, как устоять и бороться, вспомните Мариселу Эскобедо». Они говорят: «В преступлении виновно государство, ведь именно государству было выгодно, несмотря на недовольство людей, чтобы такой откровенный и требовательный критик погиб», «Множество Марисел ежедневно выходят на поиски правосудия», «Я помню последние слова Мариселы: Я хочу чтобы убийство моей дочери было последним в этом городе».
Есть два термина — фемицид, который обозначает всякое убийство женщин, и феминицид — для обозначения убийств женщин, за которые несет ответсвенность государство. Поскольку государство или восстанавливает справедливость или является соучастником. В случае Руби и Мариселы справедливость восторжествовала впервые лишь когда люди вышли на улицы требовать правды, во второй раз — в 2011 году, когда на месте убийства Мариселы была установлена памятная табличка, в третий раз — теперь, в 2020 году — когда создатели фильма рассказали историю, которая уже не будет забыта никогда. Сохранение памяти о несправедливости является торжеством истины. Не верьте тем, кто говорит, что истины не существует.
В Мексике убивают десятки тысяч женщин, сегодня будет убито не менее 10, потому что быть женщиной в Мексике, Сьюдад-Хуаресе — это приговор. 97% феминицидов остаются безнаказанными. В 2011 году была убита правозащитница и поэтесса Сусана Чавес, сказавшая «Ni una menos».
Но перемены произошли. Принят ЛА-протокол против феминицида, за убийство женщин приговаривают к 30-40 годам тюрьмы. Это то, чего требовала Марисела — высшая мера наказания для убийцы дочери. Правда заключается в том, что быть женщиной — это приговор в любой стране. Если вы поддерживаете иллюзии о том, что хотя бы в одной стране мира достигнуто равноправие, прочитайте книгу Кэролайн Криадо Перес «Невидимые женщины».
В каждой стране Латинской Америки были такие мариселы, более того, у самой мариселы были десятки предшественниц в Мексике. Если бы латино-американки не начали бороться с убийствами, возможно, мы бы не узнали о том, что, в какой бы стране мы не жили, мы можем защищать своё право на жизнь. И патриархат длился бы столетиями без всяких надежд на перемены.
В России ежедневно убивают десятки женщин. В новости попадает лишь малая часть случаев, они теперь известны благодаря проекту нашего Московского женского музея femicid.net. Вы можете изучить открытую базу по убийствам и узнать ситуацию в своём регионе. Также создан Мемориал жертв.
Вы можете сказать что 97% преступлений в Мексике не расследуются и преступники остаются на свободе, а в России есть подобие правосудия. Именно что подобие. Коррумпированность полиции вкупе с общим правовым беспределом в стране приводит к тому, что часть жертв фемицида в буквальном смысле, словно тело Руби, сбрасывается на свалку, в категорию смертей от внешних причин, часть никогда не расследуется, часть вешается на невиновных, подвернувшихся под руку. Иногда в абсолютно очевидных случаях приговоры настолько смехотворны, что вызывают сомнения в психической адекватности судей. Рецидивист по мачистскому насилию оказывается на свободе многократно, лишь улучшая свои навыки насильника на тюремной фабрике смерти, убивая каждый раз новых жертв, возвращается ненадолго в тюрьму. Российское правосудие в 2020 году — конвейер фемицида. Власти лгут, преуменьшая число фемицидов в десятки раз.
15 октября 2020 года появилась новость, что СК возобновит расследование по делу об убийстве 33-летней женщины, зарубленной в собственном доме. Дом обокрали и подожгли. Полицеские не предприняли… ничего. С 2018 года по делу не было никакого движения, в частности, не было даже подозреваемого. Родственникам пришлось обратиться к председателю СК Александру Бастрыкину по видеосвязи во время приёма граждан. Теперь СК сообщает, что дело будет возобновлено. Таких “замороженных” фемицидов – тысячи.
Правозащитники лгут, называя фемициды домашним насилием, бытовым конфликтом, алкогольными убийствами. Вы тоже продолжите лгать или вам нужна справедливость?
От момента, когда узнаешь о необходимости борьбы до возможности действовать проходит время. Но чем раньше российские женщины начнут защищать себя, выходя на улицы, устраивая протесты, занимаясь мониторингом фемицида тем скорее они добьются справедливости. Это касается каждой, этим должна заниматься каждая, оправдания бездействию нет. Где бы вы не жили в России, к какому бы социальному классу себя не относили, фемицид — реальность для всех. Фемицид имеет много степеней, много масок.
Уровень фемицида в России сопоставим с Латино-Американским, это показывает уже собранная статистика. Не ждите похорон для того, чтобы перестать бояться. Для того, чтобы начать действовать, не обязательно приносить сакральные жертвы и совершать ритуалы. Посмотрите на другие страны и, не повторяя чужих ошибок, возьмите только лучшее из достижений ваших сестер по всему миру. На сегодня, 18 октября, было найдено 1050 российских новостей про фемициды с начала 2020 года.
Фильм «Три смерти Мариселы Эскобедо» заканчивается песней «Нам больше не страшно».
Нам больше не страшно, дрожи, государство
Кто нас осуждал – тем пора опасаться,
Пока на костях вы в спокойствии жили,
у жертв равнодушия выросли крылья.
Мы длинные списки пропавших читаем.
Воруют подруг и сестер убивают.
За фемицид призовём мы к ответу
полицию, судей и президентов.
За тех кто убийств постоянных не хочет,
Кто ищет годами пропавшую дочку,
За тех кто выходит на главную площадь
и женщин зовёт к забастовке бессрочной.
для них пропоём что нужна справедливость
устали мы плакать над общей могилой
Пусть крик наш грохочет: мы все будем жить
Мы все остановим феминицид.
Ежеминутно, ежечасно
женщинам угрожает опасность.
Мы сокрушим, мы разрушим систему.
Убьёте одну лишь — ответим мы все.
Я Анастасия, Наташа, Марина,
Елизавета, Елена, Римма.
я мать, у которой погибли любимые дочери,
я та что кричала что больше страданий не хочет.
Мы выставляем огромный счёт.
Патриархат, ты заплатишь за всё.
#CanciónSinMiedo #VivirQuintana #VivanLasMujeres #DíaDeLaMujer #NiUnaMas #NiUnaMenos #ProduccionesOrco #VivasLasQueremos #NosQueremosVivas #QueCaigaConFuerzaElFeminicida #CantamosSinMiedo #фемицид #Marisela Escobedo