Оригинал

Перевод с испанского: Елизавета Клепикова, Терентий Малышев, Любава Малышева

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

 

  1. Презентация

Цель этого руководства состоит в том, чтобы информировать, поощрять, укреплять и ориентировать семьи в вопросах предотвращения насилия в отношении женщин и девочек в более продуманном, но как можно более доступном виде.

Предназначено как для семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и для родителей подростков в средней и старшей школе, чтобы они могли с интересом и заботой научиться сопровождать своих сыновей и дочерей в построении мира без насилия.

С этой целью мы будем объединять теоретические и практические концепции через конкретный опыт, воплощенный в голосах некоторых отцов и матерей, участвующих в курсах совместного обучения, организуемых CEAPA.

  1. Введение

Семья является еще одной образовательной областью, в которой девочки и мальчики изучают важный набор способов отношения к реальности.

Порядок, установленный между мужчинами и женщинами, в определенной степени отвечает за значение, которое девочки и мальчики, разделяющие это пространство, придают своему полу.

Важно, чтобы матери и отцы понимали, что для предотвращения насилия по признаку пола недостаточно изучать и применять концепции. Кроме того, желательно остановиться и прежде всего проверить, существует ли реальная согласованность между словами и поведением дома.

Девочки и мальчики значительно больше, чем редкие разговоры, впитывают повседневные жесты, комментарии, отношения, решения и реакции.

В семьях насилие в отношении женщин предотвращается изнутри, то из взрослой позиции с обязанностью обучать, глядя на мир и на самого себя, с готовностью меняться, задавая себе вопросы: В какой степени я свободен, будучи женщиной/мужчиной? Какое место занимает мачизм в моей жизни? Какова доля моей ответственности за решения, которые моя дочь или сын принимает в своей жизни в отношении того, что она/он женщина или мужчина?

Насилие в отношении женщин и девочек является результатом культуры, которая по-прежнему является сексистской и сегодня. Но это зависит от нас, потому что мы женщины, мы мужчины и мы культура.

 

  1. Один мир, два пола, слишком много стереотипов, но бесконечные способы придать смысл телу

Ясно, что в мире есть мужчины и женщины и что есть два пола. Пол такой очевидный человеческий вопрос, что упускается из виду, насколько любопытен сам этот факт.

Мальчики и девочки, мужчины и женщины имеют биологически разные тела. Самая существенная разница в наших гениталиях. С этими различными телами, разделенными по мужским и женским признакам, существует бесконечное количество возможностей придать смыслы этим половым различиям.

Социально и культурно, с самого момента нашего рождения, полам приписывается хорошо дифференцированный набор черт, ролей, установок, пространств, верований и ожиданий от будущего. Мы называем этот культурный конструкт гендером, и в большинстве случаев он ограничивает те бесконечные возможности нашего тела, которое оно имеет в мужском или женском проявлении (в оригинале – поле).

Этот набор стереотипных ролей, возложенных на нас, это не простые предложения, это мандаты. Другими словами, мы все получаем более или менее четкие сообщения о том, каким должны быть мальчики и девочки, если они не хотят получать социальное наказание в виде оскорбления, отвержения, одиночества и т.д.

Девочки и мальчики узнают, как это «быть женщиной» или как «быть мужчиной», наблюдая и подражая взрослым женщинам и мужчинам, к которым они привязаны. Также через средства массовой информации, учителей, игрушки, друзей своего возраста, окружающих их по соседству и в школе, и т.д.

Данный вид гендерного формования, который начинается, когда мы рождаемся, на этом не останавливается. Кроме того культура, в которой мы живем, является мачистской, то есть все, что связано с женским считается менее ценным, чем мужское.

Как мы видим, распространение стереотипных черт, ролей и ожиданий ограничивает свободу мальчиков и девочек. Кроме того, социальный порядок, который устанавливает все, что связано с мужским, в качестве меры всего, то есть мачизм, предполагает не только дополнительные ограничения свободы девочек, но и риск подвергнуться тому или иному насилию на протяжении всей их жизни.

РАВНЫЙ КОМУ? Равноправие мачизма

Женское движение, в частности, добилось больших успехов в обеспечении равных возможностей перед законом. Эти большие достижения в правовой сфере пока не подразумевают реального равенства в повседневной жизни или отношениях. То есть, формально, мужчины и женщины равны перед законом, но все еще есть ингредиенты, которые необходимо добавить к рецепту, чтобы свобода, которую девочки и женщины проявляют в повседневной жизни, не была поставлена под угрозу насилием по признаку пола. Эти ингредиенты относятся к сфере культуры и образования.

На данный момент мы находимся в интересной, но несколько запутанной ситуации. В последние десятилетия официальные организации прежде всего уделяли большое внимание идее  равноправия мужчин и женщин, полагая, что правовая база является решением проблемы и что все понимают явную необходимость того, чтобы мужчины и женщины имели одинаковые права и возможности. Эта идея равенства и этот способ действий не были отражены в их простоте, можно сказать, что иногда они интерпретировались с более андроцентричной или мачистской точки зрения. Право мужчин и женщин на равные возможности в жизни является одним из основных прав. Это не означает, что традиционно мужские ценности и взгляды должны оставаться главенствующими или желательными в обществе, чтобы проложить свой путь в жизни, до такой степени, что многие молодые девушки и девочки полагают, что «мы теперь равны» означает: «Теперь мы можем быть такими же, как они», и многие юноши и мальчики понимают это послание равенства как «Теперь, когда мы равные, они могут делать то же, что и мы, так что мне нечему у них учиться».

Ценности, традиционно более связанные с мужественностью, такие как конкурентоспособность, насилие, агрессивность, «создание себя» без признания себя уязвимым и нуждающимися в других, успех в общественной сфере, выставка сексуальных завоеваний, деньги как мера социальной ценности… всё ещё остаются как для мальчиков, так и с возрастающей силой для девочек, мерой внешнего признания.

Примеры:

  • Значение мужских ролей у девочек по сравнению с демонстрацией стыда, связанного с женской ролью у мальчиков.

✓ Очень часто в классах видно, что среди девочек разного возраста статус популярности и общей валидации часто ассоциируется с применением силы и традиционной мужской агрессивностью. Ценности женской тонкости и красоты, в соответствии с каноном, наложенным массовой культурой для достижения валидации, также продолжают сильно преобладать.

✓ На данный момент в целом девушки, которые любят футбол (который до сих пор часто считается маскулинным занятием), выражают свое хобби с гордостью и даже поддерживаются взрослыми или товарищами, оставляя позади страх того, что они могут проявится как неженственные.

✓ Однако многие мальчики по-прежнему сталкиваются с большими трудностями в выражении без стыда настроений и ролей, традиционно приписываемых девочкам, таких чувств, как любовь, внимание к чувствам другого человека, забота о взаимоотношениях с другими людьми, украшение тела и т.д., особенно из-за скрытого страха быть названным “маменькиным сынком” или гомосексуалом. Кроме того, в недавнем и тщательном исследовании, представленном в 2012 году Государственной федерацией ЛГБТ, которое увязывает гомофобные издевательства с риском самоубийства среди подростков, говорится, что это чаще происходит среди мальчиков. Всего лишь возможность подозрений в отношении мальчиков, что они могут иметь отношение к чему-то, что считается женственным или гомосексуальным, без какого-либо подтверждения, может быть достаточным основанием для  травли.

В случае и девочек, и мальчиков мы видим две стороны одной медали: движение к равенству, которое, как правило, вводится в центр ценностей традиционно более маскулинных, не оставляет никаких следов мирового женского вклада на протяжении всей истории.

Некоторые девочки полагают, что для того, чтобы их принимали всерьёз, они должны быть более агрессивными и маскулинными, а некоторые мальчики понимают, что проявление слабости или чувствительности, которые традиционно ассоциируются с женским, может сделать их уязвимыми, смешными или привести к нежелательной ситуации. Месседж, который они воспринимают, заключается в том, что реальное социальное признание, связано с теми вещами, которые считаются традиционно мужскими.

* Полное исследование по адресу:

http://www.felgtb.org/temas/jovenes/documentacion/i/2571/291/ informe-de-resultados-de-la-investigacion-acoso-escolar-homofobico-yriesgo-de-suicidio-en-adolescente-y-jovenes-lgb

  1. Предотвращение насилия в отношении женщин и девочек в семье

Насилие в отношении женщин и девочек не является «глобальной темой». Женщины и девочки составляют более половины населения мира, и мачизм, хотя и несколько ослабленный, продолжает сохраняться в адаптированных формах, таких, как вирус, мутирующий после вакцины.

Искоренение насилие в отношении женщин и, в частности, насилие, которое некоторые мужчины совершают против них в семье (которое является видом мачистского насилия и  наиболее заметно в сообщениях сми), является целью всей работы просветителей-воспитателей. Здесь мы имеем первейшую перевоспитательную цель, включая воспитание в семье. Поэтому необходимо, чтобы семьи продолжали быть очень внимательными к этой реальности, проходящей через многие ежедневные ситуации которые пронизывают почти всё, что мы думаем, говорим, чувствуем и делаем – каждый мужчина и каждая женщина.

Тот факт, что семьи и учителя знают о гендерных стереотипах и мачизме (оба два – питательная среда, увековечивает насилие в отношении женщин) даёт шанс начать работу. Но этого недостаточно.

Мальчикам и девочкам важно видеть и чувствовать четкую согласованность между дискурсом и поведением своих родителей. Следовательно, необходимо интегрировать глубокие изменения в повседневные отношения взрослых, которые заботятся о них, а не просто запоминать формулы для воспитания в духе равенства.

Давайте перейдем к работе!!

Маленькие ключевые жесты для начала:

– Признание девочек и женщин — это предотвращение насилия. Большая часть культуры, в которой мы живем, по-прежнему является мачистской; это означает, что мы должны выйти за рамки всех помех и культурных искажений, которые сделали женщин невидимыми, признать их вклад и воплотить в жизнь их слова. Согласно социологу и педагогу Грасиела Эрнандес Моралес, «когда женский опыт и вклад воспринимаются как просто чудачества, легко перестать слушать женщин, учиться у женщин. Чтобы перестать принимать во внимание то, что говорят и делают женщины, можно сказать, что у женщин нечему научиться. Но чтобы так говорить, необходимо забыть или скрыть тот факт, что именно женщины в подавляющем большинстве случаев учили мужчин жизненно важным и основополагающим вещам для развития в мире, таким как говорить, заботиться о себе, есть, ходить, общаться и т.д. Именно благодаря мирным практикам, распространяемым женщинами на протяжении всей истории и по всей нашей планете, мир всё ещё остается пригодным для жизни местом, несмотря на войны или многие другие катастрофы, которые устраивают мужчины”. Эрнандес Моралес, Грасиела. критический журнал. № 925 мая 2005 года.

– Не оставляйте без внимания и не игнорируйте мачистские комментарии, шутки, саркастические замечания, анекдоты, игру слов. Эти высказывания, как правило, направлены на то, чтобы высмеивать игры девочек или игрушки, их любимые цвета или предпочтения (независимо от того, соответствуют ли они стереотипу), параметры женского тела, менструации, распределения домашних обязанностей, сексуальные отношения и т.д. Часто такие комментарии преподносят как не-мачистские шутки, но они закладывают фундамент для ещё больше мачистского насилия. Сегодня повторная “криминализация” такого рода отношений часто воспринимается как преувеличенная реакция. Эти отношения связаны с отсутствием связи между самым крайним сексуальным насилием, тем, что есть в новостях и с которым все согласны, что это «неправильно», и этим другим типом насилия, который все еще виден как своего рода чувство юмора или как знак доверия среди людей, когда в на самом деле это тоже самое, но менее интенсивное мачистское насилие. Мальчик или девочка, который слушает шутки или комментарии подобного рода в своей семье, становятся более уязвимыми к использованию или получению того же насилия.

– Семьи должны осознавать влияние средств массовой информации и видеоигр на мальчиков и девочек, когда речь заходит о стереотипном и предвзятом взгляде на бесконечные пути, которыми на самом деле должны быть женщины и мужчины. Семья не несет 100% ответственности за образование мальчика или девочки. Роль СМИ, видеоигр и Интернета становится все труднее для многих семей контролировать, поскольку доступ к этим средствам массовой информации сегодня растет.

– Взаимодействие с другими семьями в родительских советах школы или института. Сравнивание и обмен опытом в области образования детей с другими семьями и изучение предложений о совместном обучении в школах является одним из способов предотвращения насилия в отношении женщин и девочек в семье.

– Принимать и учитывать конфликты как еще одну характеристику человеческих отношений и как возможность расти. Eсли мы способны видеть конфликты как возможность расти друг с другом, нам легко решать их без насилия и без оскорбительных действий какой-либо стороны. Важно, чтобы обе стороны были готовы сдаться и поставить себя на место другого. Таким образом, детям, за которыми мы заботимся, легко научить решать конфликты тем же способом (без необходимости давать им научные разговоры об урегулировании конфликтов без насилия). При урегулировании конфликта важно быть внимательным к возможному созданию дисбалансов сил, которые могут нанести ущерб отношениям, поскольку урегулирование конфликта является деликатным моментом, требующим дополнительной заботы от обеих сторон. Например: если одна из сторон занимает больше пространства в речи, поднимает тон, не слушает и отрезает другую сторону до того, как они закончит говорить, мы можем сказать что необходимо уйти от ситуации и защитить себя из за дисбаланса силы и насилия.

  1. Переосмысление мужественности

Общество меняется, и видны изменения: контроль рождаемости, видимость насилия в отношении женщин, сосуществование различных форм семьи, возвращение многих мужчин в дом из-за экономического кризиса, который в Испании отправил домой сектор, столь массовый, как строительство, и т.д.

Мужчины меняются, понятия отцовства меняются, иногда даже стремительно, но они меняются…

Но для некоторых мужчин свобода женщин по-прежнему означает своего рода «угрозу» для их мужественности.

Насилие в отношении женщин является не проблемой женщин, а проблемой, созданной для женщин мужчинами.

Во всех областях образования конкретная работа с детьми и подростками становится ключом к переходу к следующему этапу с точки зрения эволюции к более справедливому обществу. В семье важно, чтобы все, особенно мужчины, были ответственными и хорошо понимали этот момент.

Необходимо уточнить, что отношение детей и подростков к мачо всегда отвечает ожиданиям взрослых. Этот способ действий молодых мужчин стремится вписаться в жесткую модель традиционной мужественности, чтобы почувствовать себя своим среди товарищей или не заставлять ровесников стыдиться. Так как обычно несогласие с моделью мужественности приводит к травле, особенно в детском и подростковом возрасте. Поэтому нет смысла читать нотации или наказывать детей за такое поведение. Для ребенка или подростка убедительнее то, что дома женщины и другие мужчины не только не поддерживают мачизм, но и отвергают его. Другое рекомендуемое отношение — не принимать традиционную модель насильственной мужественности в отношении женщин, подразумевая, что такой способ действия никуда не приведет, пока подросток не перестанет так себя вести.

Отсутствие упоминаний о мужественности без насилия в массовой культуре заставляет многих детей и подростков сталкиваться с трудностями в перспективе.

ДУМАЯ ОБ ЭТОМ

 

  • Выражение эмоций.

Одним из мифов о мужественности, которые до сих пор трудно разрушить, является выражение мужчиной своей хрупкости и слабости.

Многие дети продолжают получать образцы поведения, которые мешают им озвучивать свои страхи, слабости, неуверенность, привязанности, недостатки, слабости, сомнения и т.д.

Согласно мачистскому мифу, скрывать эмоции, даже не чувствовать их (что, безусловно, невозможно) является признаком силы и мужества.

Предотвращение насилия со стороны мужчин в семье означает возможность показать детям совершенно противоположное: силу и мужество в проявлении привязанностей и уязвимости в среде, которая часто является позорной или типичной для  гомосексуальности (понимаемой в негативном смысле).

Эта блокировка внешнего выражения эмоций, которая часто порождает множество внутренних разочарований, более распространена в средах, где мачизм занимает основное пространство, не оставляя места для других способов мышления, чувств и действий.

Мужская социализация благоприятствует доминированию проявления силы, гнева и ярости над всеми остальными типами эмоций, которые более полезны в разрешении конфликтов и в процессах человеческого общения.

В семье, которая признает вклад и способы действий женщин, которые в воспитании чувств традиционно были мудрее, детям легче думать о том, что происходит с ними, прежде чем реагировать на насилие автоматически, как того требуют улица, стереотипы, некоторые взрослые и т.д.

  • Мужская сексуальность. Границы дают свободу

На протяжении всего процесса социализации дети, которые слишком подвержены модели насильственной мужественности, осознают, что их тело является мощной, непобедимой и нерушимой машиной. Определенные игрушки, видеоигры, а также определенные близкие люди с мачистской социализацией не помогают им соединиться с их реальностью тела.

Обладать телом и быть живым означает возможность заболеть, получить травму, нуждаться в помощи других людей, быть сытым, отдохнувшим и аккуратным.

Мнение детей и подростков об организме женщин является еще более экстремальным с точки зрения отсутствия ограничений насилия. Как правило, в женщине они видят только сексуальное тело, объект, постоянно доступный для мужчины.

Для того, чтобы пояснять, где границы собственного тела мальчиков и подростков, надо использовать такие виды активности, как танец, контакт с природой, спорт – при условии, что конкуренция или агрессивность не в конечном итоге не возобладает в выбранной спортивной деятельности.

Важно, чтобы дома и мальчики, и девочки чувствовали, что разговоры о сексуальности — это не что-то отстранённое от привязанностей и эмоций.

В семьях с подростками нужно спокойно разговаривать о сущности порнографии. И девочки, и мальчики (последние согласно всем исследованиям смотрят порно гораздо чаще), должны понимать, что порно абсолютно не соответствует реальности. Человеческая сексуальность гораздо шире, сложнее и свободнее. Идеал заключается в том, чтобы несовершеннолетние не имели доступа к порно, поскольку понятие сексуальности и женского тела, которое создает порно, часто носит насильственный и предвзятый характер. Без ориентиров (система табу), которые производят противоположный эффект.

  1. Обмен семейным опытом

Здесь мы расскажем про опыт матерей и отцов, которые сообщают о воспитании детей в идеалах гендерного равенства от первого лица – эти материалы мы получили во время семинаров по вопросам совместного обучения, проводящихся нашей организацией. Мероприятия которые проводились в разных городах Испании в 2010 и 2011 годах.

После некоторых мероприятий мы выходили с большим опытом – как и участники, так и организаторы. Особенно когда мы видели, что вместе семьи могут создавать сети поддержки, осмысления, сопровождения и преобразования, которые выходят за рамки коллектива, создавая реальное коллективное пространство и заинтересованы не только образованию детей, но и участию в жизни более справедливого и гуманного общества.

Тут часть записей о происходившем там, которые могут служить примером для вас:

Рамон, 34 года, отец 5-летнего сына по имени Абель и 3-месячного ребенка Хорхе, который не спал ночью перед занятием, так как у него была очень высокая температура. Мать детей предпочла оставаться дома с младшим ребенком из-за лихорадки. Рамон говорит, что иногда ему трудно выбраться из стереотипов, которых от него ожидают, и найти свой собственный способ воспитания своих детей.

«Выслушав все, что здесь было сказано, я понял, что могу внести свой вклад в то, чтобы Абель и Хорхе не были мачо, просто изменив себя, работая над своим видением как быть мужчиной. Иногда я вижу, что некоторые вещи получаются автоматически, бездумно, как имитация… если Абель падает на землю и получает травму реакция моих братьев и друзей типична: «Давай, мачо! Мальчики не плачут!» и, если падает моя племянница: «Бедняжка, куколка!» Я вижу, как мы реагируем по-разному на одно и то же, только в зависимости от пола… но это автоматически».

Алекс и Луз, 46 и 49 лет соответственно, имеют дочь Люсию, 14 лет, и сына Густаво, 15 лет. Они обеспокоены пробуждением сексуальности своих детей, а также новостями в средствах массовой информации о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних. Они не хотят чрезмерно опекать свою дочь из-за страха или недоверия, чтобы она не обвиняла их в мачизме из-за предпочтений родителей к старшему брату. Они очень рады посещать курс и иметь возможность сравнить свои отношения с другими семьями, воспитывающими подростками.

Алекс: У Люсии и Густаво есть партнёры. У Луз и у меня нет проблем с тем, что они время от времени приходят к нам. Мы любим встречаться со всеми друзьями детей, и мы также находимся на должностях “таксистов”, мы организовываемся с другими родителями, всегда возим детей повсюду, поэтому мы более спокойны».

Луз: «Проблема возникает в том, как мы относимся к их партнёрам. Когда приходит парень Люсии, они заходят в ее комнату и закрывают дверь, я не могу не чувствовать своего рода гнева или страха за неё. Но когда Густаво делает это же со своей девушкой, я не чувствую подобного».

Алекс: «У меня такие же чувства… и мы думали, что мы не мачисты… мы мачисты?»

Луз: «Больше, чем мачизм… это как страх, что она будет страдать… потому что, например, мы всегда говорили дома о сексуальности без проблем. Как и другие знают, как использовать презервативы, но все же за Люсию мы боимся больше, чем за Густаво, потому что она девушка и есть еще много бездушных… Я не знаю, как это объяснить…».

Лаура, 36 лет, имеет двоих сыновей 6 и 8 лет и дочь 4-х лет.  Она посещает курс совместного обучения, организованный федерацией ассоциаций матерей и отцов учеников провинции, «очень заинтересована в обучении трех детей на равных условиях». Во время сессии она злится, так как отец детей решил не посещать курс, чтобы заниматься другими вопросами, которые он считал важным. Федерация организовала мероприятия с няньками, чтобы облегчить присутствие родителей и трех детей. «Мои дети маленькие и хотят играть, прыгать, есть, спать и немного больше… По мере того, как сессия продвигалась, я понял, что это образование в условиях равенства более значимо для меня, поскольку с моего рождения меня учили как себя вести, и я не знала, чего я хотела или нет… это то, о чём я не задумывалась… И Цезарь ( партнер и отец троих детей)… должен в свою очередь проделать свою работу… со мной… или сам… или мы увидим… но как мы будем воспитывать детей в равных отношениях, если у нас неравные отношения?»

Джоан, 41 год, имеет 10-летнюю дочь. Она не очень хорошо знала, о чем было занятие, потому что у нее не было слишком много времени, чтобы прочитать весь текст, но она говорит, что она «нацелена на работу» и что она очень заинтересована в том, что происходит. Она пришла одна, но встретилась с другими родителям, которых она хорошо знала и чувствовала себя непринужденно. «Моя дочь любит блестки, макияж, розовый, куклы. Я не особо кокетлива и не считаю себя слишком стереотипной… Меня это не волнует, за исключением того факта, что в ее классе трое детей, которые называют ее уродиной и толстой. Это меня возмущает, и последнее, что она сказал мне, что хочет сесть на диету. Я стараюсь кормить её здоровой пищей и врач сказал мне, что дочь не имеет особенно ненормального веса, требующего диеты. Меня беспокоят сообщения о том, как должно выглядеть тело женщин, которые поступают к моей дочери из ее окружения, через игрушки, медиа, от друзей… Это также насилие в отношении женщин, верно?»

  1. Веб-сайты, представляющие интерес

Разнообразная коллекция различных материалов совместного обучения

http://www.educarenigualdad.org/Dap_Materiales.aspx

Руководства по сексуальности для детей раннего возраста

https://sede.educacion.gob.es/publiventa/detalle.action?cod=11476

И для девочек и мальчиков от 6 до 12 лет

https://sede.educacion.gob.es/publiventa/detalle.action?cod=12059

Не связывайтесь с плохими парнями, М.И. Хосе уррузола

http://www.educacionenvalores.org/No-te-lies-con-los-chicos-malos.html

Ни Огров, ни принцесс. Астурия

http://tematico.asturias.es/imujer/upload/documentos/guia_no_ogros_ni_ принцесс1069.pdf

Семья говорит: Руководство по беседе с сыновьями и дочерьми о сексуальной ориентации

http://www.felgtb.org/temas/familias/documentacion/varios/i/2274/532/ la-familyspeaks

Государственная сеть феминистских организаций по борьбе с гендерным насилием

http://www.redfeminista.org/

 

Поделиться