Женский музей в Бонне на нашем сайте 1 2 3 4 5
Музеи – женское дело 11.09.2009 источник
Автор: Анастасия Рахманова Редактор и автор фоторепортажа: Дарья Брянцева
В Бонне проходит съезд “женских музеев” со всего мира. Естественно, что его участницы обсуждают, прежде всего, гендерные проблемы. Но что это такое – “женский музей”? Почему женщине место – в музее?
Женский интернационал
Среди “делегатов” от “сестринских” организаций – директриса “зала славы женщин-пионеров” из Австралии и сотрудницы голландского феминистского арт-центра “FemArt”. В России “женского музея”, несмотря на роддом имени Клары Цеткин и всенародное Восьмое марта, пока нет. Зато во Вьетнаме два (южный и северный), а в Германии – аж пять. Пора встречаться и обмениваться опытом, считает Марианна Питцен. “Мы хотим учиться друг у друга и друг друга поддерживать, – говорит создательница и директор музея. – Конкретно это может выражаться в том, что если кто-то из нас сделал хороший выставочный проект, то выставка отправляется в путешествие и по другим музеям.”
Так, в прошлом году мировое турне совершила экспозиция, посвященная борьбе женщин за столь очевидное сегодня право избирать и быть избранными. В уставе боннского музея написано, что его задача – рассказывать об истории женского движения.
Но что может сделать “женский музей” в такой стране, как, скажем, Украина, откуда прибыла делегация из шести обаятельных дам во главе с директрисой Харьковского музея истории женского и гендерного движения Татьяной Исаевой?
Личное дело Татьяны Исаевой
“Когда я объясняю каждому конкретному человеку, что такое гендер, то каждый понимает: речь идет о нем”, – говорит Татьяна Исаева. Например: равные права мужчин и женщин на участие в воспитании ребенка, равная оплата труда, если речь идет о равноценной работе, равное представительство в политических структурах страны. В Украине, где женщины составляют 62 процента населения (кстати, высокая смертность среди мужчин – это тоже гендерная проблема), в политических структурах женщин чуть более 8 процентов. И исключения, как всегда, подтверждают правило. “Юлия Тимошенко – это пример того, как женщине трудно пробиться в нашем обществе”, – говорит Исаева. Боннская встреча для нее – “возможность лишний раз доказать государству: то, что мы делаем – это не дело одного человека”.
Но пока украинский женский музей – это действительно “личное дело” Исаевой: все триста экспонатов хранятся в квартире директрисы.
Отель на пять дней
Если выразить основную цель женских музеев одним словом, то это было бы слово “солидарность”. Причем как в большом, так и в малом: например, под крышей боннского музея расположились еще и ателье для женщин-художниц. А их хозяйки, в свою очередь, оборудовали к приезду многочисленных дорогих гостей целый пустующий отель в центре города.
“Пятьдесят художниц поучаствовали в проекте и обустроили каждая по гостиничному номеру, – рассказывает Марианна Питцен. – Все комнаты получились разные: у нас есть красная комната, морская комната, “бетховенская”, “лимонная”, “монастырская” с алтарем и так далее…”
Женское лицо войны 9.5.2013 источник
Автор: Яна Карпова
Более 800 тысяч советских женщин воевали на фронте в 1941-1945 годах. Немцы называли их “бабами в шинелях”. Они, пройдя через годы ужаса и потерь, остались женщинами. В современном сознании женщина в армии – явление столь же привычное, как мужчина-воспитатель в детском саду. Однако еще 60 лет назад роли женщин и мужчин были четко разделены, а понятие “война” традиционно считалось мужским занятием, в котором представительницам прекрасного пола места не было. Вероятно, поэтому участие советских женщин во Второй мировой войне не оценено до сих пор, считает Марианне Питцен (Marianne Pitzen), директор Женского музея в Бонне (Frauenmuseum Bonn), где проходит выставка “Маша + Нина + Катюша. Женщины в Красной армии: 1941 – 1945”. Фото с выставки:
По подсчетам историков, в Красной армии служило более 800 тысяч женщин в возрасте от 20 до 35 лет. “У большинства из них не было выбора – идти на фронт или не идти, – рассказывает Марианне Питцен. – После нападения Гитлера на Советский Союз было необходимо как можно быстрее собрать армию, не пренебрегая и силами молодых женщин”. Поначалу для них даже не нашлось соответствующего обмундирования: лишь спустя год появилась женская армейская одежда, отмечает директор боннского музея. Женский состав Красной армии постоянно пополнялся теми, кто потерял на фронте мужей, братьев и отцов.
“Бабы в шинелях”
“Они были сильными, воинствующими и храбрыми, – отмечает Марианне Питцен. – Вермахту они были известны как первоклассные пилоты: своими прекрасными глазами они четко видели цель и наносили точный удар. Немцы их называли “бабами в шинелях”. Примечательно, что советская пропаганда прославляла женщин как “боевых подруг”, выполнявших функции медсестер, связисток, рабочих военных предприятий. Но, как говорит Марианне Питцен, нечасто можно было встретить упоминания о том, что женщины воевали наравне с мужчинами, были не только первоклассными солдатами, но даже дослуживались до генеральских чинов.
Об этом не принято говорить вслух, но зачастую наличие военных званий защищало женщин от насилия со стороны мужчин-однополчан, рассказывает Марианне Питцен: “Не все красноармейцы воспринимали женщин-солдат как равных, часто относились к ним неуважительно, воспринимая их как некий эротический объект”.
Немецкие женщины и эмансипация
В то время, как советские женщины шли на фронт, женщины “третьего рейха” были задействованы разве что в системе снабжения или в госпиталях. “Война не предполагала участия женщины, роль которой в национал-социализме ограничивалась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей”, – рассказывает Питцен.
Активное развитие женского индивидуализма и эмансипации в Веймарской республике было резко остановлено приходом к власти национал-социалистов. Так, после замужества женщина была обязана оставить свою работу и посвятить свою жизнь супругу и рождению детей: чем больше потомства – тем лучше. Естественно, такое положение не предполагало участия будущих матерей в военных действиях.
В Советской России предпосылки для службы женщин в армии были созданы еще после Октябрьской Революции 1917 года, после которой началась эмансипация представительниц прекрасного пола. Особую роль здесь сыграло и комсомольское движение. Таким образом, по словам Марианне Питцен, эмансипация советских женщин началась намного раньше, чем немецких.
Мадам Монета: умеют ли женщины считать деньги? 25.1.2011 источник
Автор: Анастасия Буцко Редактор: Ефим Шуман
Женщины и мужчины по-разному относятся к деньгам. Но чем именно объясняется разница? Выставка в “Женском музее” Бонна не отвечает однозначно на этот вопрос, однако дает обильную пищу для размышлений.
“Так вы заложите фундамент вашего состояния и соберете деньги на рождественские подарки или на приданое. А может быть, останется еще кое-что и на обновки”, – такие скромные цели ставила реклама перед женщинами всего около ста лет назад. Рекламировалась копилка (Heimspardose). Небольшая металлическая коробочка занимала место в эпицентре женского мира, на кухонной полке, и пополнялась мелочью, остававшейся после покупки продуктов.
К накопленному “состоянию” сама хозяйка доступа не имела. Ключ от копилки находился в руках работника сберкассы, который раз в месяц совершал обход своих клиенток, опустошал копилку и вносил копеечную сумму на сберкнижку. А получить эти деньги бережливая накопительница могла только с разрешения супруга. Единственное, что она выбирала по собственному усмотрению, – саму копилку: в виде изящного утюга, миниатюрной дровяной плиты или трогательной чугунной детской бутылочки.
Эмансипация в мире финансов
За последнее столетие многое изменилось. На витрину с антикварными копилками посетительницы выставки “Монета: женщины и деньги в прошлом и настоящем”, проходящую в “Женском музее” города Бонна (Frauenmuseum Bonn), смотрят с усмешкой. Опросы показывают, что современные женщины осведомлены о том, как функционирует мир финансов, не хуже, чем мужчины. Почти 80 процентов немок могут внятно объяснить, как устроен акционерный фонд и что происходит на бирже.
Впрочем, боннская выставка в своем феминистском порыве вполне успешно доказывает: во все времена женщины были “не промах” в том, что касается денег, причем не только в том, как их потратить, но в умении хорошо заработать и достойно вложить. “Эксперты часто говорят о финансовой безграмотности, царившей среди женщин до самого недавнего времени, – пожимает плечами куратор выставки “Монета” Беттина Баб (Bettina Bab). -Действительно, трудно требовать навыков финансиста от человека, не имевшего доступа даже к собственным деньгам. Но мы решили показать, что были и другие прецеденты, показать женщин, весьма успешных в таких типично мужских областях, как предпринимательство или банковское дело, где они уже несколько столетий назад делали карьеры”.
Банкиры, предпринимательницы, благотворительницы
Кстати о “Монете”: это одно из имен древнеримской богини Юноны (или Геры в греческой мифологии), являвшейся, среди прочего, покровительницей денег и торговли. Повествует выставка и о других, не менее достойных и не столь мифических дамах: например, о могущественной банкирше Грации Наси, ставшей в середине 15-го столетия главным финансовым советником турецкого султана Сулеймана Великолепного или о Лауре фон Ольберманн (Laura von Oelbermann), считавшейся в начале 20-го века самой богатой женщиной Кельна. Вдова предпринимателя не только успешно продолжала его дело, но и тратила гигантские суммы на благотворительность.
Самый яркий объект выставки – инсталляция, изображающая салон Белинды Мэлруни. Автор, художница Ульрике Отер (Ulrike Oeter), не пожалела для этой инсталляции своих вечерних туалетов и хрустальной люстры из собственной гостиной. Бедная эмигрантка из Ирландии, Мэлруни стала во времена “золотой лихорадки” на Аляске одной из самых богатых женщин в Америке. Это очень необычная судьба, можно сказать, с элементами мыльной оперы.
Кстати, сама Мэлруни в золотоискательском безумии не участвовала. Она лишь предоставляла одичавшим золотоискателям возможность расстаться с намытыми сокровищами. Те были готовы заплатить сколько угодно за возможность принять горячую ванну или поспать на чистой простыне.
Женская психология?
Забавные исторические экскурсы и не менее забавные наблюдения сегодняшних дней подталкивают посетителя продолжить начатую выставкой тему и порыться в других источниках. А из них можно, в частности, узнать, что психологи и социологи имеют весьма интересные объяснения тому, почему женщины иначе относятся к деньгам, чем мужчины.
Например, такое: богатство само по себе женщину (в отличие от мужчины) не красит. Поэтому женщина ценит не деньги как таковые, а лишь то, что на них можно приобрести, будь то красивые вещи или, скажем, возможность хорошего образования для ребенка. Поэтому мужчине свойственно деньги копить, а женщине… правильно, тратить.