Заключительная часть рассказа о музее в Бонне. Начало здесь: 1 2 3 4 5

Это действительно сложный и большой фоторепортаж, причём во всех смыслах – женщинам архитекторам было трудно добиться признания 100 лет назад, боннским активисткам было нелегко создать музей, исследовательницам пришлось немало поработать для того, чтобы восстановить утраченную историю женщин-архитекторов, найти и описать экспонаты для выставки, сделать стенды, современные дизайнеры и архитекторы предоставили свои проекты, а нам пришлось съездить в Бонн, изучить выставку и прочитать каталог на немецком языке pdf. Вам остаётся только прочитать, но и для этого понадобятся серьезные усилия. Ваша награда – к концу текста вы будете знать о женской истории больше, чем многие современники. Также хочу напомнить, что женская история – наука, развлекать в обывательском смысле этого слова она не может.

Сегодня мы осмотрим этаж, на котором во время нашего визита в Женский музей Бонна располагалась огромная выставка про женщин-архитекторов и стиль баухаус, или функционализм, или интернационализм, девизом которого было “меньше – значит больше”.

“Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. “

Справа – основательница Женского музея в Бонне, Марианна Питцен, около стенда, рассказывающего о концепции выставки. Проект был создан к «100-летию баухауса на западе» и одновременно он часть выставки о немецких суфражистках и также – часть проекта РАЦИОНАЛ: Конкретное искусство. См. также bauhaus100.com

Высшая школа строительства и художественного конструирования возникла во времена политических и социальных потрясений молодой Веймарской республики и закончила своё существование после прекращения существования республики в 1933 году. Баухаус – это название школы, и оно переводится как “дом строительства”.

Общие виды первого зала:

Таблички:

Постер для веймарской выставки баухауса 1923, автор плаката Йост Шмидт Joost Schmidt, 1923

Что пишут: В 1923 году дом под названием «Haus am Horn» представлял баухаус на международной архитектурной выставке в окружении аналогичных работ со всего мира. Полностью меблированный экспериментальный модельный дом был предназначен для демонстрации принципов Bauhaus. Все мастерские принимали участие в совместной работе. Основатель школы баухауса Гропиус ранее, в 1919 год, сформулировал основополагающий манифест: «Давайте вместе создадим новое здание будущего… давайте создадим новую гильдию мастеров без разделительной стены между классами, мастерами и художниками … Последняя, ​​хотя и отдаленная цель Баухауса – объединенное произведение искусства” – они использовали прямые углы, три основных цвета плюс белый, черный и серый. Вместе с идеей промышленного производства жилых домов, которые собираются из готовых деталей, Гропиус разработал концепцию «большого строительного комплекта», которая впервые должна была быть представлена ​​с испытательным домом «Haus am Horn». Организация помещений осуществлялась по принципу «сотовой конструкции», жить в сотах должны были семьи без домашнего персонала. На квадратном основании площадью 12,7 х 12,7 м, сгруппированном вокруг центральной гостиной с окном в крыше располагались кухня и столовая, детская комната, женская спальня, главная спальня, ванная комната, рабочее пространство, комната для гостей. Показывались экспериментальные строительные конструкции и строительные материалы, которые экономили затрат на строительство и отопление. Потолки были сделаны из полых керамических камней со стальными вставками, крыша покрыта недорогими битумными мембранами, наружные стены оштукатурены и устойчивы к атмосферным воздействиям. Кованые оконные рамы мансардных окон выдерживали вес потолка. Деревянные вращающиеся окна были установлены в жилых комнатах, а в ванной и на кухне сделали откидные окна. Стены на кухне и в ванной покрывала зеркальная стеклянная мозаики, напольное покрытие сделали резины и триолина (в качестве замены линолеума). В подвале находилась прачечная с газовым отоплением и электроприводом. Украшательство объектов и конкуренция авторов должны были уступить месте коллективному решению задач и функциональности созданных предметов.

Одна из зон с проекциями видеофильмов.

Картина на стене: Eugen Schramm, без названия, 2019, сделано по мотивам фрески Gunta Stölzl и фотографии  T. Lux Feininge. Лестница сверху вниз: Гунта Штёльцль, Грете Рейхардт, Люба Монастырская, Отти Бергер, Элизабет Мюллер (свитер с рисунком), Лис Бейер (белый воротник), Роза Бергер (темный свитер), Лене Бергнер (слева, светлая блузка), Рут Холлос или Лоре Лейдесдорф (снаружи справа), Элизабет Эштрайхер (спереди справа)

В 1919 году в школу были приняты 84 студента, 5 женщин. Материалов для работы в школе было мало, помещения не обогревались, среди преподаватлей были Василий Кандинский, Лионель Фейнингер, Пол Клее, Иоганнес Иттен и Оскар Шлеммер. В 1920 году основатель школы, Гропиус, рекомендовал принимать небольшое количество женщин. Впоследствии женщин отделили в женский класс и, в соответствии с патриархальными идеями о предназначении женщины, отправили на ткацкую фабрику. “Женщины хотели работать в гончарных, деревянных, металлических и типографских мастерских, они хотели изучать архитектуру и были отвергнуты. Поскольку они были женщинами, их подавляли в самом просвещённом колледже во всей империи, как в старые времена. Баухауз хотел изменить мир своим видением и ничего не изменил в своем собственном доме. «Надменная стена» между мужчинами и женщинами не рухнула. Его мастера были художественным авангардом современности и застряли в предрассудках империи: гений был мужчиной, мышление и планирование было мужским занятием, профессиональная серьезная художественная работа могла быть выполнена только мужчиной. Обещание равенства было нарушено уже через год, и женщины, которые прибыли на ткацкую фабрику, не видели причин практиковать старые, заранее определенные модели… Гунта Штольцль, Анни Альберс, Отти Бергер и другие разработали выдающиеся художественные образцы, которые оказались востребованы промышленностью, произвели революцию в дизайне тканей и блистали на выставках и ярмарках. Женщины попросили руководство баухауза признать Гунту Штольцль лидером мастерской. Этого удалось добиться, но разница в заработной плате женщин и мужчин сохранилась… Мариану Брандт не смогли изгнать из мастерской работы по металлу. Она разработала знаменитые формы: кувшин и лампы. Фридл Дикер покорила архитектурную мастерскую. В 1922 году она спроектировала первый баухаус-дом с плоской крышей, а также мебель для него. Затем вместе со своим коллегой Францем Сингером она создала собственную знаменитую архитектурную студию в Вене .

В 1923 году Гропиус пригласил Алму Бушер, которую прежде изгнали из  мастерской работы по дереву, поучаствовать в выставке и спланировать детскую комнату, включая мебель и прочее содержимое. Идеи Алмы Бушер были новаторскими, мебель – многофункциональной. Заказы на детские комнаты стали поступать сразу во время выставки. В последующие месяцы Алму приглашали на торговые ярмарки, просьба Альмы Бушер о собственной студии в комплексе баухауза была отклонена руководством. Остальные дизайнеры-мужчины получили собственные студии. В 1926 году Алма Бушер вышла замуж за актера Вернера Сидхоффа, с которым она познакомилась на сцене баухауза. Алма родила ребенка. По неписаным законам школы баухауса женщинам запрещалось вступать в брак и заводить детей, для Алмы обретение семьи означало конец профессиональной карьеры – брак и материнство были сочтены несовместимыми с ее творческой деятельностью. Гунта Штольцль вышла замуж за еврейского архитектора Шарона в 1929 году и родила дочь. Она была полна решимости не бросать свою работу. Она продолжала работать начальником ткацкой фабрики и в 1930 году обнаружила на своей двери рисунок со свастикой. В 1931 году она покинула Баухауз и Германию со своей семьей. Она эмигрировала в Швейцарию и не вернулась.

Мис ван дер Роэ и Лилли Райх из школы баухаус представляли Германию на Всемирной выставке в Барселоне в 1930 году. Баухаус был леворадикальной школой и он противостоял эстетике и мировоззрению национал-социолистов. 1933 год был концом республики и концом Баухауза одновременно, дизайнеры и архитекторы бежали из страны и увезли с собой художественные идеи баухауса. Люсия Мохой с 1923 года, несмотря на противодействие и насмешки руководителей школы, фотографировала баухаус в Веймаре, а в 1926 году – в Дессау. Она также поддерживала других женщин в фотографии, нам известны их имена: Gertrude Arndt, Lou Berkenkamp (-Scheper), Katt Both, Lotte Beese (-Stam), Marianne Brandt, Etel Fodor (-Mittag), Lotte Gerson (-Collein), Florence Henri, Irene Hoffmann, Ruth Hollós (-Consemüller), Hilde Hubbuch, Helene Nonné (-Schmidt), Elsa Thiemann и другие. Прежде чем Люсия эмигрировала в 1933 году, она доверила Вальтеру и Исе Гропиус свой обширный фотоархив. Только через долгое время ее фотографии снова показали на территории Германии. Баухаус основан на том, что до сих пор считается современным, функциональным и эстетичным. Изобретения и достижения женщин Баухауза попали в центр исторической документации и оценки очень поздно. Сначала они должны были быть заново открыты. Было также проведено исследование последующей жизни женщин Баухауза. Фридл Дикер и Отти Бергер были убиты в Освенциме в 1944 году, Алма Бушер погибла в результате взрыва бомбы под Франкфуртом в том же году. В этом году (мы говорим) о многих женских биографиях. Выставка в Музее женщин Бонна знакомит женщин Баухауса с их личностями, их художественной работой и их мечтой о свободе. Мари Жучач: “отважные женщины радостно и бесстрашно боролись за свои права человека и женщин и, следовательно, за наши”. Женщины Баухауса смело следовали новым художественным направлениям и боролись за грядущие поколения  – за равное право женщин жить искусством как профессией, во всех своих дисциплинах. И за признание художественной силы женщин – потому что “Гений на самом деле не мужчина”.”

В каталоге выставки приводятся биографии женщин баухауса. Это история кёльнского дизайнера Маргареты Хейман, которая сначала встречала многочисленные препятствия при поступлении в школу баухауса, затем выслушивала от Гропиуса, что “керамическое ремесло слишком сложное для женщин”, пережила фантастический успех собственных «Мастерские художественной керамики», а затем потерпела неудачу в керамическом бизнесе из-за многих причин и в первую очередь из-за нацистов. В новой стране – в Великобритании – она также добилась успеха и известности как мастер. В 1985 году ей была выплачена компенсация за принудительную конфискацию компании в гитлеровские времена. В сентябре 2018 года в Кельн-Эренфельд был установлен камень преткновения для Маргарет Хейманн-Лебенштайн и ее матери Эммы Хейманн. В 2019 году будут две выставки с упоминанием Хейман – в Кельне и Эрфурте.

Из книги можно узнать про Фридл Дикер-Брандейс, чрезвычайно активную во всех направлениях искусства (музыка, театр, скульптура, живопись)и педагогики, на долю которой выпало собрать коллекцию рисунков детей Освенцима, где она погибла вместе со своими маленькими учениками. Фридл была вегетарианкой и изучала различные практики медитации. Известно, что её работы высоко ценились руководством школы и однажды ей выплатили более высокий, чем планировалось, гонорар за ковёр. “Весной 1921 года она была единственной студенткой, получившей стипендию, а осенью у нее была своя собственная студия. В 1922 году её освободили от платы за обучение.”

Рядом с работами женщин-дизайнеров баухауса располагались стенды про современных архитекторов (здесь и далее курсивом):

Современный архитектор Marcella Hansch предложила решение для очистки Тихого океана от пластика, придумала плавающую платформу, фильтрующую пластиковые частицы из воды. Подход работает без сетей – с помощью принципа пассивного осаждения. Морская жизнь не подвергается опасности. Есть цель адаптировать проект для использования в реках и устьях рек.

Лили Райх (1885-1947) придумала кресло “Barcelona MR90”, сидение для испанской королевской пары в немецком павильоне на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. Исследования недавно показали, что этот и многие другие проекты, ранее приписывавшиеся директору Баухауза Людвигу Мису ван дер Роэ, были созданы при совместном авторстве с Лилли Райх – например, интерьер домов Ланге и Эстерс в Крефельде или вилла Тугендхат в Брно. Раздвижные стены, двери и шторы от пола до потолка, большие окна, светлая мебель из низколегированной стали и дерева, полки создают открытое пространство и трансформируемое жилое пространство.В 1920-х годах она организовывала показы мод в берлинских магазинах одежды и руководила эксклюзивной модной компанией. Членство в немецком Werkbund принесло крупные заказы на строительство выставок, промышленных и торговых выставок, а выставки часто были инновационными и экспериментальными в качестве временных событий. Берлинское выставочное кафе Lilly Reichs «Бархат и шелк» 1926/27 продемонстрировало эффект текстильных пространств с помощью изысканных карнизных конструкций. В ее работах границы между фактически жилыми интерьерами, модельными квартирами и выставочной архитектурой стали размытыми.В 1929 году Лилли Райх возглавила немецкий отдел на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне; Архитектура «Барселонского павильона» оставалась новаторской и всемирно известной.В 1932 году, вплоть до закрытия в 1933 году, она возглавляла мастерскую по расширению в Баухаузе при поддержке Отти Бергера на ткацкой фабрике. В 1996 году MoMa New York организовала первую персональную выставку Лили.

Этическая мебель разрабатывается с учетом индивидуальных потребностей людей. В следующей галерее вы можете видеть пример этичной мебели от Маргариты Гентельман, комод.

 

Проект “Зелёный километр” итальянского архитектора GUENDALINA SALIMEI.

 

Общий вид маленького зала:

Справа – стенды, посвященные Гунте Штёльцль и Анни Флейшманн. Анни Флейшманн родилась в Берлине 12 июня 1899 года. Она происходила из немецко-еврейской семьи издателей Ульштайна. В 1922 году она поступила в женский класс Баухауза, на ткацкую фвабрику. Сначала ткацкая фабрика казалась ей не очень вдохновляющей, но вскоре  она увидела, что на ткацком станке можно проводить интересные эксперименты. Она познакомилась с однокурсником Джозефом Альберсом и вышла за него замуж в 1925 году. В том же году Анни и Йозеф Альберс отправились в Дессау. Анни Альберс продолжала осваивать специфические возможности ткацкого станка, используя разнообразные нити и создавая свой дифференцированный формальный язык геометрической абстракции.С 1931 по 33 годы она возглавляла ткацкую фабрику в Баухауз-Дессау, которая была закрыта национал-социалистами в 1933 году. В том же году Анни и Джозеф Альберс отправились в Северную Каролину, где Анна расширила ткацкую фабрику. Ее работа сочетает в себе одну из древнейших человеческих технологий, ткачество, с современным дизайном гостиной. Большая часть ее дальнейшей работы была преподавательской, исследовательской и издательской деятельностью. В 1949 году она стала первой ткачихой, персональная выставка которой проходила в MOMA.

Гунта Штёльцль родилась в Мюнхене в 1897 году из прогрессивной семьи. Во время Первой мировой войны она отправилась на фронт в качестве сестры Красного Креста и вернулась с войны в ноябре 1918 года, чувствуя себя подавленной и разочарованной. В 1919 году она начала учиться в Баухаузе. В 1924 году она работала в ткацкой компании. В зимнем семестре 1925/26 года ученики их класса называли Гунту Штёльцль мастером. Она разрабатывала ткани для знаменитых стульев Марселя Бройера. В Дессау она разрабатывала учебные планы. Экономически ткацкая фабрика была самым успешным отделом баухауса. В 1928 году Гунта вышла замуж за Ариэ Шарон, еврейского учителя из класса архитектуры. Один из мастеров Ванке был национал-социалистом. Гунта Штёльцль и еще несколько студентов противостояни антисемитизму. Но в конце концов она эмигрировала в Швейцарию вместе с дочерью в 1931 году, основала успешную фабрику ручного ткачества. Умерла в Швейцарии в 1983 году в возрасте восьмидесяти шести лет.

Далее – комната, созданная Андреа Дитрих: “Лаборатория, в которой разрабатываются новые текстильные изделия и тренды – используются искусство, ремесла и бионика”:

Петра Генстер “Думая о комнате” 2019. Ширма Петры Генстер – залитый светом объект комнаты. Легкая, филигранная китайская бумага изменена при помощи ниток. Ширма свободно перемещается в комнате и предлагает различные перспективы, варианты дизайна и, следовательно, вид комнаты. Это отсылка к заявлениям, сделанным мастерами Баухауса о так называемом женском элементе в университете. Они были убеждены, что женщины от рождения обречены на двумерное видение и, следовательно, не могут постичь три измерения. Изучение архитектуры и мебельного искусства для учениц недоступно. Anni Albers и Gunta Stölzl продемонстрировали свое мастерство в текстильном классе и в своей последующей работе различными способами.

Комната с инсталляцией Annette von der Bey TURMBAU – строительство как символ человеческого превосходства и экспансии. Бесконечная работа, которая может быть расширена во всех направлениях, состоит из небольших картин. Каждый холст уникален и как картина не зависит от целого. Как и в случае с головоломкой, каждая часть имеет фиксированное место в контексте изображения, которое обозначено номерами на обороте. С 1989 года было создано около 700 деталей, которые в контексте рисунка простираются на 12 м в ширину и в самой высокой точке на 9 м. TURMBAU – это концептуальное произведение, которое можно использовать в самых разных пространственных ситуациях, иногда отделяя себя от оригинального контекста изображения и скользя по шаблону. Инсталляция TURMBAU распространяется практически на все четыре стены выставочного пространства, чтобы зритель мог войти в работу.

Jutta Schmitt “Женщины, скрытые галстуками:

Работа Maria Pudelko и Kari Stettler “ALLES NEU DENKEN” Картон, пластик, металл, оргстекло «На первый взгляд перед нами: средневековый городской пейзаж. Фасады окружают местную площадь. Церковь внушительно возвышается над всеми домами. Остроконечные фронтоны, расположенные рядами, изогнутой линией или небольшими группами, располагаются вокруг остроконечных фронтонов. Вы знакомы, приветствуете друг друга, придерживаетесь традиций и не выходите за рамки обычного.

1919: Первая мировая война окончена. Новые вещи вот-вот должны появиться. Молодые люди стремятся уйти: над старыми стенами растет куб. Ясный, прозрачный и свободный, новый образ мышления смело возникает, как геометрическая архитектура. Нет ограничений по размеру и форме … »

 

 

Лабиринт Vera Röhm называется “Ночь тень земли”, слова написаны на 300-х языках . Вера делала и другие проекты на эту же тему. Художница обращает внимание на то, что каждый человек каждый день перееживает одно и то же – наступление ночи и говорит про это на родном языке.

Türme. 13 глиняных предметов из необожженной глины, бамбука, картона, джута, проволоки, краски. Художница работает с глиной с 1997 года, используя свойства этого почти забытого строительного материала (недорогого, простого в использовании, биологического и исторического), а своими работами она выстраивает мост в другие страны, в которых глина все еще обрабатывается традиционно и по финансовым причинам. Суглинок – это сырье, которое можно найти на нашей земле, и оно приобретает все большее значение в современной архитектуре наших широт; строительство при помощи глины исследуют.

Любава Малышева и Марианна Питцен в Букхаус.

Сидика Кордес, BUCHHAUS, май 2019. BUCHHAUS (надпись на корешке книги) – это объект, к которому нужно прикоснуться, войти в него, выглянуть в окно, изучить то, что написано на нём. Это небоскреб в комнате. Не только шрифт, но и расположение оконных проемов на обложке книги и на корешке основаны на школьном здании Баухауса в Дессау, спроектированном Вальтером Гропиусом. На окнах – даты, скачки во времени которых можно объяснить при открытии. Ртдельные надписи напоминают политические события – основание Баухауза в 1919 году и запрет на него в 1933 году, начало и конец Второй мировой войны, холодная война 1959 года, падение Берлинской стены в 1989 году, 100 лет баухауза. Книга открыта и предлагает вам перевернуть страницу. Страницы, сделанные из ткани и бумаги рассказывают истории из жизни женщин-художниц и женщин других профессий за последние сто лет.

Kirstin Arndt “Форма следует за материалом”. Полиэтилен, дерево, бетон и алюминий – они молчаливые спутники окружающего мира, они появляются за каждым углом и составляют основу нашего городского дизайна. Художник Кирстин Арндт превращает их в декоративные и демонстративно нефункциональные элементы. Наполняя материалы непривычными чувствами, она делает их невесомыми или добавляет вес, играет на контрастах. Холодный алюминий опутан веревку неонового цвета. Форма того, что создает художница, зависит от природы материала. Вместо отклонений от нормы, художник использует потенциал случайности.

Стенды про трёх современных женщин-архитекторов.

Заха Хадид родилась в 1950 года рождения в иракском Багдаде, Ирак, Хадид изучала математику в Американском университете в Бейруте, а затем в 1972 году переехала в Лондон, чтобы посещать школу Архитектурной ассоциации (АА) до 1977 года. Проект Zaha Hadid Architects был основан 1979 году.  Первое здание было построено в 1993 году (Vitra Feuerwache в Вайль-на-Рейне, Германия). Хадид преподавала в школе АА до 1987 года и была приглашенным профессором в университетах по всему миру. В сотрудничестве с Патриком Шумахером, старшим офисным партнером, Заха Хадид создавала Итальянский национальный музей искусства XXI века в Риме, Лондонский центр водных видов спорта на Олимпийских играх 2012 года, Центр Гейдара Алиева в Баку, Гуанчжоуский оперный театр, Центр современного искусства в Цинциннати. Хадид скончалась 31 марта 2016 года

Джин Ганг работает в архитектурно-градостроительная компания со штаб-квартирой в Чикаго с офисами в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже. Проектируя здания, она фокусируется на отношениях между людьми, сообществами и средой. В настоящее время она разрабатывает крупные проекты в Америке и Европе, в том числе Центр науки, образования и инноваций им. Гилдера при Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, объединенный кампус для Калифорнийского колледжа искусств в Сан-Франциско, здание посольства США в Бразилии, Центр социальной справедливости «Лидерство» в Каламазу, Мичиган. Исторически собрания по вопросам социальной справедливости часто проходили в неформальных комнатах, таких как подвал церкви, гостиная или даже кухонный стол. Задача проектирования здания с нуля, чтобы стимулировать обсуждение и сделать эту работу видимой для всех, беспрецедентна во многих отношениях. Arcus Center for Social Justice Leadership стремится повысить осведомленность общественности о проблемах социальной справедливости. Проект был представлен на Архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году. В 2019 году Джин вошла в список в список 100 самых влиятельных людей в мире по версии журнала Time за 2019 год. Она — единственный архитектор, попавший в список Time 100 в этом году.

Дорте Мандруп – архитектор из Дании с более чем 25-летним опытом работы. Как основательница и креативный директор копенгагенской студии, она собрала международную команду из 70 преданных своему делу сотрудников. Она изучала архитектуру в Аархусе и скульптуру и керамику в США.  Ее работы получают национальное и международное признание, такие как Green Good Design Award от Athenaeum в Чикаго, Danish Wood, премия Swedish Wood Award, премия Bauwelt, медаль Экерсберга, фонд Дрейера и многие другие.

Серия фотографий Petra Strauch. Салтон-Сити – самый большой город на Солтон-Си, где проживает около 3700 человек. Изначально было более 15 000 жителей. Солтон-Сити был запланирован в 1958 году как курорт с соответствующими удобствами. В 1960-х годах была построена оригинальная дорожная сеть – с электричеством, водой и канализацией – и земля была разделена на участки. В то время Солтон-Си была настоящей горячей точкой. Туристы стекались, чтобы отдохнуть на этом невероятном озере посреди пустыни, озере, обрамленном горами: прогулки на лодке, плавание, катание на водных лыжах, рыбалка, ужин и коктейли в яхт-клубе. Планировщики недооценили изолированное местоположение озера и отсутствие рабочих мест, и они не могли предсказать возможные экологические катастрофы и их последствия. Развитие было медленным с самого начала. Кроме того, потому что многие участки были проданы инвесторам, а не застройщикам. Искусственный рай существовал недолго. В 1970-х годах прибрежные здания пострадали от наводнения, и вскоре два тропических шторма привели к хаосу. Повысилась солёность озера, ухудшилось качество воды. Поток туристов иссяк, предприниматели сдались, жители уехали, дома отдыха, караваны и лодки были брошены. Сегодня дорожная сеть, которая бесполезно пересекает пустыню на больших участках, кажется сюрреалистичной.

Проект, располагающийся на столе, изготовила Ulrike Reutlinger, она называется ” Virtuell in den Fußstaßfen Lotte Stam-Beese” – по стопам Lotte Stam-Beese. Это была художница из Силезии (теперь – территория Польши) и первоначально работала ткачом. В 1926 году она поступила в Баухауз, в класс ткачества с Гунтой Штольцль; Она также училась у Йозефа Альберса, Василия Кандинского и Йоста Шмидта, а позже стала первой женщиной, принятой в класс архитектуры с Гансом Эмилем (Ханнесом) Мейером. Она была одной из немногих женщин, которые изучали архитектуру в Баухаузе. К счастью или неудаче, Ханнес Мейер и Лотте создали семью. Это привело к исключению очень талантливой студентки (не лектора!). Ханнес предложил ей работу в своем кабинете, она забеременела. Сотрудник офиса Ханнеса отказался работать с женщиной. Поэтому она отправилась в Брно, где Лотте нашла работу у Богуслава Фукса. Он обещал оплатить ее декретный отпуск, но не сделал этого. Лотте родила сына Петра, подала в суд на Фукса и выиграла. Во время контрактной поездки в Москву с Ханнесом она познакомилась с голландцем Мартом Стамненом, который преподавал в Баухаузе. Они поженились в Москве. В 1934 году они поселились в Амстердаме и основали собственный офис «Stam en Beese Architecten». 1935 год принёс рождение дочери Ариан, возобновление учебы в VHBO (Амстердам), 1943 – развод после измены мужа, 1945 – диплом. Теперь Лотте могла работать в качестве независимого архитектора. До 1968 года Лотте Стам-Биз работала градостроителем, а затем главным архитектором в агентстве по развитию и реконструкции города в Роттердаме. Её стиль функционален, без украшений в духе голландской школы архитектуры, Баухауза и ЦИАМ. Лотте строила зелёный и пёстрый город.

Отзывы о выставке.

Лиз Огбу – дизайнер, урбанист и социальный новатор. Она является экспертом в области устойчивого дизайна и пространственных инноваций в сложных городских условиях по всему миру. Лиз является основателем и директором Studio O, инновационного агентства, которое работает с сообществами для достижения устойчивого социального воздействия, от планирования жилья для иммигрантов-дневников в США до социального предприятия в секторе водоснабжения и здравоохранения для кенийцев с низким уровнем дохода. Лиз имеет многолетний опыт работы по социальным вопросам и в настоящее время имеет свою собственную многопрофильную консультационную практику, которая работает с некоммерческими организациями, сообществами и предприятиями для решения социальных проблем. 

Эллен ван Лун (1963) – голландский архитектор. Она работает в Управлении столичной архитектуры в Роттердаме с 1998 года, где она является одним из семи партнеров с 2005 года. Она руководила несколькими проектами, получившими призы за счет сочетания передового дизайна и точного исполнения, а в 2016 году работала на Фабрике Манчестера и в новом Брайтонском колледже в Англии. Другие проекты Эллен включают мультимедийную библиотеку Кана во Франции и здание Датского архитектурного центра в Копенгагене. В 2018 году Эллен ван Лун получила награду «Архитектор года», которая ежегодно присуждается лондонской организацией «Женщина в архитектуре». На выставке показывают фильм про награждение Эллен. Среди ее наиболее важных работ – BLOX, новый дом Датского архитектурного центра в Копенгагене (2018); Rijnstraat 8 (2017); Лаборатория города (2017); штаб-квартира G-Star в Амстердаме (2014 год); Де Роттердам, самое большое здание в Нидерландах (2013); Новый суд, штаб-квартира банка Ротшильдов в Лондоне (2011 год); Центр Мэгги под Глазго (2011); Павильон трансформеров Prada в Сеуле (2009 год); Casa da Musica в Порту (2005).

       

Объект Джудит Ванзер “WOLL – LUST”, состоящий из копии кресла Wassily и шерстяных ниток, напоминает о дискриминации женщин в школе баухаус – большинство их них были «сосланы» в класс ткачества Гунты Штольцль. Их осмеивали, несмотря на то, что школа зарабатывала, продавая их работы.   

Bertamaria Reetz – это художница, которая видит в наследии точку для инноваций, использовала для этой работы идеи Мондриана, добавив третье измерение.

 Sibylle M. Rosenboom   

Lena Reifenhäuser, Gradus per gradus, 2019 Размеры: 160 см x 100 см Техника: акриловая краска и ручка для рисования на холсте Лена Райфенхойзер работает с визуальным напряжением, которое может быть достигнуто путем соединения противоположных структур. Произведение сочетает в себе пуристический и прямой звук эпохи баухауса с тонкими, игривыми линиями. Слияние различных по-разному поверхностей буквально втягивает зрителя в картину, появляется игривая динамика.

 

Мария Майер представила на этой выставке пять художественных проектов за период с 2000 по 2018 годы – она ханимается искусством в городском постранстве. Одна из этих стеклянных круглых форм – это ссылка на старую синагогу, которая была разрушена в нацистскую эпоху, посредством плана этажа под названием «Будущее расцветает из памяти».

Valérie Marie-Madeleine Stohrer и Даниэла Флёрсхайм “Die Flucht nach vorne” Нити, выходят за пределы работы. “Художницы, которые в основном работали только в ткацкой мастерской и которым было позволено там развиваться, сконцентрировали свои амбиции на новых цветах, узорах и материалах. С одной стороны, на этот раз сформировалось что-то новое, с другой стороны женщина 20-го века вышла из образа, которому она больше не соответствует. Находясь в ловушке условностей общества и взглядов патриархата, он пересекает одну нить за раз и постепенно продвигается к самоопределенному независимому будущему, которое оказывает формирующее влияние на общество и все сферы человеческого сосуществования.”

 

Стенды сверху посвящены фотографу Люсии Мохой и дизайнеру Алме Зидхофф-Бушер. Алма родилась в Кройцале в 1899 году. После средней школы училась в школе для женщин Элизабет, затем в художественной школе Реймана в Берлине и Kunstgewerbemuseum Berlin, училась и работала в Баухаусе в Веймаре и Дессау с 1922 по 1927 год. Она разработала многофункциональную адаптационную ко многим возрастам детскую мебель (Haus am Horn ) и надежные игрушки, с 1923 года занималась скульптурой. Мебель Алмы пользовалась успехом, она была куплена деским садом Цейсс в Йене в 1924 году. В 1926 году она вышла замуж, родила двух детей. В 1928 году она покинула Баухауз, несколько раз меняла место жительства, так как муж менял работу. Переехала во Франкфурт-на-Майне в 1942 году, погибла в результате взрыва бомбы в 1944 году.

Рассказ о документирование истории Баухауза невозможен без упоминания фотографа Люсии Мохой. Люсия Шульц родилась в Праге в 1894 году. В 1920 году она отправилась в Rowohlt Verlag в Берлине в качестве секретаря редакции. Она хотела быть независимой от своих родителей. Там она познакомилась с венгерским художником Ласло Мохой-Надя. Они поженились в 1921 году. Люсия зарабатывала на жизнь для них обоих и оказала большое влияние на творчество мужа. В 1923 году Мохой-Надь назначают в Баухаус-Веймар. Люсия сопровождала его в качестве жены. Она прошла обучение у фотографа Отто Экнера в Веймаре и стала фотографом, была специализированным фотографом и документалистом в Баухаузе и выполняла все лабораторные работы без зарплаты или официальной должности. В 1929 году Люсия и Ласло отправились в Берлин и расстались. Люсия Мохой открыла свою собственную студию фотографии, портрета и архитектуры, а после ареста ее нового партнера Теодора Нойбауэра, члена рейхстага, Люсия Мохоли бежала в Лондон в 1933 году. Ей пришлось оставить почти 600 стеклянных негативов. В 1937 году Вальтер Гропиус привез негативы в Америку и представил хронику Баухауза, не упомянув Люсию Мохой как автора. В течение долгого времени она боролась за свои права на изображения и за компенсацию для тех, кого преследует нацистский режим, работала в качестве фотографа-портретиста, автора и специалиста по документации для микрофильмов. В 1959 году она отправилась в Цюрих в качестве независимого публициста, а также написала о Баухаузе. В возрасте 90 лет она добилась признания. Люсия Мохой умерла в Швейцарии в 1989 году.

Инновационный дизайн дизайнера по металлу Марианны Брандт отличается функциональной простотой. Её работы до сих пор служат моделями для многочисленных промышленных продуктов сегодня. Марианна Либе родилась в Хемнице в семье, принадлежащей к среднему класса в 1893 году, родители помогли ей получить художественное образование. В 1919 году она вышла замуж за норвежского художника Эрика Брандта, с которым она исследовала Норвегию и Францию, затем рассталась с ним и начала заниматься дизайном из металла. Она преодолевала сопротивление тех, кто считал, что женщина должна работать на ткацкой фабрике. Ее первые работы были пепельница и чайник. Она была заместителем начальника цеха по обработке металла и успешно продавала лицензии на промышленное производство осветительных приборов. Но фиксированный контракт в Баухаузе она получить не могла. В течение шести месяцев она проектировала мебель и интерьеры в берлинском строительном офисе Вальтера Гропиуса, а затем до 1932 года руководила конструкторским отделом завода по производству металлических изделий Ruppelwerk GmbH в Готе. С 1933 по 1946 год Брандт жила без постоянной работы,в доме родителей в Хемнице. С 1949 года смогла преподавать в Академии художеств в Дрездене, затем до 1954 года работала в Институте промышленного дизайна в Академии художеств в Берлине – Вайсензее. Она руководила выставкой немецкого прикладного искусства ГДР в Пекине в 1953/54 гг. Умерла в Кирхберге в 1983 году.

Эмили Минна Мари Раш была среди первых студентов Баухауза, и после учебы она оставалась тесно связанной с университетом в течение многих лет.  Она училась в лицее в Оснабрюке и начала художественное образование в 1916 году – первоначально в Королевской академии художеств и ремесел во Вроцлаве под руководством знакомого семьи, архитектора и художника Ганса Ползига. С 1918 по 1919 год она училась живописи и графики у Уолтера Клемма в Университете изящных искусств Великого Герцога Саксонского в Веймаре, который был одной из немногих государственных художественных академий в Германии, где женщины могли учиться до появления Веймарской республики. Здесь она внимательно следила за реструктуризацией университета под руководством директора Генри ван де Вельде и его преемника Вальтера Гропиуса, в конечном итоге привешей к созданию государственного Баухауза в Веймаре в апреле 1919 года.  Она училась в течение четырех лет, опреимущественно у Василия Кандинского и Лайонела Фейнингера, зарекомендовала себя в мастерской настенной живописи – одном из отделов, в которых женщины вообще отвергались. Весной 1923 года Раш работала над интерьером модельного дома к 1-й выставки в Баухаузе, а в конце 1923 года она успешно сдала экзамен на завние «подмастерье декоративной живописи».  Затем работаал в строительном офисе Уолтера Гропиуса в Берлине. Её деловая активность привели к созданию успешной фирмы, производящей обои в стиле баухаус «Blue Bauhaus Card 1930». В течение нескольких лет, в период расцвета жилищного строительства, было продано более шести миллионов рулонов. Мари участвовала в многих выставках. Для Марии Раш захват власти национал-социалистом означал катастрофу: её вырожденческие работы были удалены из коллекции Муниципального музея в Оснабрюкском замке. После 1945 года Мария Раш продолжила свою предвоенную художественную деятельность: она инициировала восстановление Ассоциации изобразительных художников в Оснабрюке и стала председателем Ассоциации изобразительных художников. Она снова принимала участие в выставках, например, после 1948 года в групповых выставках художников из Оснабрюка и в 1957 году на художественной выставке без присяжных в Ганновере. В 1965 году в Музее Штадтиш Оснабрюк была показана ее первая персональная выставка. Она продолжала работать в качестве партнера в семейном бизнесе и вступила в недавно созданную Ассоциацию немецких женщин-предпринимателей, которая была основана в 1954 году в качестве независимой бизнес-ассоциации. Мария Раш умерла 17 мая 1959 года в Оснабрюке. В 1997 году Оснабрюкский музей истории культуры посвятил ей экспозицию.
Else Mögelin, Trauer und Tröstung, 1946, Bildteppich, Wolle, Baumwolle, 185 x 105 cm
Илзе Могелин, родившаяся в Берлине в 1887 году, приехала в Баухаус-Веймар в 1919 году (её работа на фотографии выше). В возрасте 32 лет она работала учителем рисования. Продав две работы на Берлинском сецессионе, она получила деньги на обучение в Баухаузе. Она последовала призыву Гропиуса создавать повседневные и полезные вещи. Когда Баухауз переехал в Дессау и занялся промышленным производством, она отправилась в ремесленное сообщество в Гилденхолле под Берлином и основала свою собственную ткацкую фабрику. Она управляла своей мастерской до 1927 года. Жесткие финансовые ограничения и инфляция положили конец её работе. В 1927 году она пошла в мастерскую в Щецине в качестве руководителя текстильного класса. Она разработала свою собственную технику плетения изображений на плоском ткацком станке и отошла от абстрактного геометрического формального языка Баухауза. Идеи о вырождении в искусстве и отношения с Джейн Ганцерт наполняли её жизнь опасностью. После 1945 года она работала руководителем класса ткачей в Гамбургском университете изящных искусств. Церкви, музеи, государственные учреждения и частные клиенты приобретали ее работы. Умерла в Киле в 1982 году.
Брижит Ширрен (* 1932) ткачиха из Киля, знала Эльзе Могелин. Брижит Ширрен родилась в 1932 году в ремесленной общине Гильденхолл недалеко от Нойруппина. Ее отец, ткач Отто Паткул Ширрен, вместе с Могелин руководил мастерской в ​​Гилденхолле с 1928 по 1934 год. И он дружил с Эльзе Могелин, которая помогала при рождении Бриджит Ширрен. Роды эти изображены на ковре «Муттер». Брижит Ширрен стала ткачихой, продолжая давнюю семейную традиция, сдала экзамен на мастера. В 1959 году она вышла замуж и переехала в Киль. Мать пятерых детей управляла здесь своей собственной мастерской, а также выполняла заказные работы для Else Mögelin, такие как ковер Bugenhagen в церкви Николая в Киле.  Даже сегодня, в возрасте 87 лет, она продолжает заниматься этим художественным произведением. На выставке демонстрируется фильм: «Бриджит – Портрет творческой женщины», 2014, 34 мин., режиссер lsabe Gläßel.

Выше – работа Даниэлы Флёрсхайм.

 

Выше – работы Brunhilde Odenkirchen, эксперименты с различными материалами, такими как терракота, камень, металл, пластик и дерево. Художница 7 лет обучалась в “Folkwang School” в Эссене.

Наклейки с пчёлами ведут на крышу, где расположены ульи.

Здесь же, на лестнице – материалы о женщина-музыкантах:

На верхнем этаже есть выход на маленькую крышу, покрытую травой. Там стоят ульи.

На этом же этаже находилась выставка художницы Hildegart Herget.

Проект о женщинах-беженках:

Уголь, золото, обложка каталога съезда женских музеев.

Материалы, связанные с проектом Йоко Оно в Женском музее:

Свободные стены коридоров заклеены свежими публикациями о музее:

 

Столы и тумбы для программок, реклам и флаеров.

Туалет:

Несколько экспонатов на первом этаже, которые мы не заметили сразу:

    

              Магазин:

    

     

 

                          

Кафе:

Колонны при входе в музей и шар на одном из этажей сделаны из угля – это намек на местную угольную промышленность.

    

Вот всё, что мы узнали во время путешествия в Бонн и о чем хотели вам рассказать. Напоминаю, что книги, подаренные Марианной Питцен, приехали в Москву и все желающие могут их изучить, контакт: whnzine@gmail.com

Поделиться