интервью с участницей Искренковских чтений-2020

Ганна, расскажите, пожалуйста про вашу новую книгу «Что кричит женщина, когда летит в подвал?».

– В течение примерно десяти лет наравне со стихами я писала и публиковала короткую прозу. Два небольших цикла выходили в «Дружбе народов», миниатюры публиковал Андрей Грицман в «Интерпоэзии», была подборка в «Новой газете». Один рассказ выходил в «Октябре», три рассказа совсем недавно вышли у Анны Голубковой в «Артикуляции». Цикл «Инские сказки» в прошлом году опубликован в «Лиterrатуре», но по мере написания свои сказки где я только ни встречала – эти маленькие анекдотичные истории люди разбирали и постили на литературных ресурсах и форумах. В определенный момент я поняла, что закончен какой-то этап – подобные истории больше не пишутся. Я собрала их в книгу, предложила нескольким редакторам и тут же получила отказы. Во-первых, для полноценной книги не хватало объема, во-вторых, прозаические миниатюры – сомнительный жанр, не всякий издатель пойдет на риск. Тогда я положила книгу в папку и забыла о ней. А вспомнила при встрече с Михаилом Стрельцовым, издателем из Красноярска, когда он рассказал о новом книжном проекте. Михаил сотрудничал (к сожалению, он ушел из жизни в мае этого года) с библиотеками. На грантовые деньги издавал книги тех авторов, на которых был заказ от библиотек Красноярского края. Я предложила свою прозу. Михаил согласился ее посмотреть, и вскоре мы подписали договор. Но есть один нюанс. По договоренности я с тиража получала только 20 авторских экземпляров, остальные расходились по сети библиотек и получалось, что эта книга дальше Красноярского края не пойдет. Поэтому Михаил предложил мне доплатить некоторую сумму и увеличить тираж. Так мы и сделали. И у меня теперь есть собственные выкупленные книги, которые буду распространять сама. Несколько уже сдала в магазин Фаланстер на Тверской.

Есть ли среди них история, где главная героиня — женщина?

Все мои герои – женщины!

Когда вы описываете женский персонаж, он собирательный или фантазийный? или вы полностью перемещаете характер и кусочки диалогов в текст?

Я не выдумываю персонажей, это моя позиция. Считаю, что жизнь намного изобретательнее самой неуемной фантазии, и важно фиксировать любые ее проявления. Кому есть дело до чьих-то выдумок? А жизнь, как она есть, интересна всем.

Видите ли вы в современной русскоязычной литературе фиолетовую тенденцию — появляется ли больше женщин-героинь? Больше книг, написанных женщинами на полках книжных магазинов и библиотек?

Когда я работала в «Эксмо», не раз слышала от коллег-редакторов, что целевая аудитория книжного издательства примерно на 80% состоит из женщин. Это не предположение, а официальная статистика. И покупают они именно авторов-женщин, если речь идет о художественной литературе. А женщины-писательницы, конечно, с свою очередь, центром повествования делают женщин-героинь. Я считаю, что будущее за женщинами. Не только в литературе, но и во многих других областях.

Вы делаете книги самостоятельно, не думаете ли вы когда-нибудь в будущем расширить своё поле деятельности — делать книги писательниц и поэтесс, которые не настолько уверены в себе и не обладают достаточными для книгоиздания ресурсами. В Испании я видела множество женских издательств и магазинов женской книги.

Отличная идея! Я бы с удовольствием этим занималась. Но одной мне не осилить такое большое дело. Если подберется команда, готова стать ее частью.

Какие писательницы и поэтессы повлияли на ваше творческое становление?

Когда была совсем девочкой – зачитывалась Ахматовой, приходила из школы и закрывалась в своей комнате с затрепанным томиком. Стихи Анны Андреевны без усилий ложились на память и соответствовали настроениям влюбленной или разочарованной девицы. А сейчас, обожаю Туве Янссон. Мечтаю создать сказочных персонажей, которых любили бы и дети, и взрослые.

Что вы думаете о фестивалях женской поэзии и вообще о женском голосе сегодня? Видите ли разницу в представленности, в тематиках, в методах творческой работы, которые выбирают женщины и мужчины?

Думаю, что нужно это движение развивать и поддерживать. Мы живем во времена, когда родовые связи ослабевают и человек чувствует себя одиноким. В обществе будущего малые социальные группы, объединенные по интересам или убеждениям, займут место родовых кланов – это одно из условий выживания. А что касается тематики – разница лишь на поверхностном уровне. На глубинном же все пишут об одном и том же – о смысле бытия. Именно в этом и заключается искусство.

У вас вышло семь книг стихов и прозы, вы постоянно публикуетесь в журналах и участвуете в фестивалях, работаете в Чеховской библиотеке, находитесь в самом центре литературной жизни и даже самостоятельно издаете книги. Что бы вы посоветовали молодым женщинам, которые пытаются найти свой литературный путь?

–  Отвечу на этот вопрос, рассказав маленькую историю. Как-то я была на лекции Дмитрия Быкова, организованной для литературной школы CINEMOTION. В конце занятий организатор задал Дмитрию тот же вопрос «Что вы посоветуете молодым авторам?». И Дмитрий сказал, что ответ на этот вопрос есть в последнем предложение романа такого-то (название уже не помню), написанного тем-то (автора тоже не помню). И я не могла дождаться момента, когда зайду в интернет и нагуглю этот роман – так было интересно найти это предложение. Нашла. Оно гласило: «Ничего не бойся». Мне кажется, это идеальный ответ.

Заказать книгу можно также непосредственно у Ганна Шевченко. Цена 300р + пересылка.

#искренковские_чтения

Поделиться