скачать pdf ИСТОРИЯ РОМСКИХ ЖЕНЩИН 2022

Аграфена <?> Васильева (Груша, Груня; начало XIX ― вторая половина XIX вв.) ― певица, высокое (первое) сопрано. Жена И. В. Васильева и (1840-х ―1950-х гг.) солистка его хора. Славилась дуэтами с певицами Любашей Васильевой и Машей «Козлик». Упоминается в стихотворении Н. А. Некрасова «Говорун» (1843―1845).

 

Хосефа Дуран-и-Ортега (Пепита де Олива, 1830–1871) ― исполнительница народных испанских танцев. Родилась  в Малаге в семье бывшей циркачки и парикмахера. Брала уроки танцев, пробовала начать карьеру в испанских театрах. После первого выступления  в Большом театре Бордо с триумфом гастролировала по всей Европе. Популярность Пепиты вызвала моду на испанский стиль в одежде. А имя сделалось нарицательным в немецком, польском и чешском языке, где слово “пепитка” стало обозначать ткань  в мелкую черно-белую клетку, которую танцовщица использовала в своих концертных костюмах. Август Конради и Иоганн Штраус-младший посвятили Пепите польки. В 1937 г. внучка Пепиты известная английская писательница Вита Саквилл-Уэст (1892―1962) опубликовала биографию своей бабушки.

             

Ефросинья (Рузя) Ивановна Тумашевич (1908―1993) ― гражданская активистка, педагог. Училась в Московском педагогическом институте. В 1930―1936 гг. ― председатель цыганской сельхозартели «Свобода» в д. Кардымово Смоленской обл. Затем и до начала войны ― директор цыганской школы-интерната в пос. Серебрянка. В период оккупации была связной в партизанском отряде. Ходила в тыл под видом гадалки. Муж, одна из дочерей и сестра Рузи погибли во время фашистской расправы в Кардымове в 1942 г. В 1971 г. в Московском цыганском театре Ромэн была поставлена пьеса “Песня на рассвете”, в которой использованы мотивы биографии Рузи. В 1982 г., благодаря ее многолетним усилиям,  в с. Александровна на месте массового расстрела цыган был установлен памятник. В 2019 г. он превращен в мемориал с поименным списком убитых.

 

Рита (Винтерштейн) Пригмор (1943 г.р.) ― гражданская активистка, пережила фашистский геноцид. Происходит из немецких синти. Родилась в Вюрцбурге. Вместе с сестрой-близняшкой Роладной стала жертвой медицинских экспериментов психиатра и евгениста Вернера Хайде. Сестра погибла, когда врачи с помощью чернил пытались изменить цвет ее глаз. А Рита около года оставалась объектом бесчеловечных опытов, которые навсегда подорвали ее здоровье. После окончания войны эмигрировала в США. Материалы биографии Пригмор и членов ее семьи хранятся в Мемориале Холокоста   в Вашингтоне. В настоящем она по всей Европе читает лекции о нацистском преследовании цыган. В 2013 г. ей была вручена Вюрцбургская премия мира  «за приверженность борьбе с расизмом и антицыганизмом».

 

Мария Петровна Василькова (1929―2006) ― библиотекарь. Родилась в д. Кардымово Смо- ленской области. Отец Васильковой умер от пневмонии в 1933 г. Мать оказалась в числе цыган, расстрелянных гитлеровцами в Кардымове в 1942 г. До конца войны Василькова воспитывалась в детском доме. Позже ее забрала к себе старшая сестра, актриса Московского цыганского театра Ромэн Любовь Петровна Василькова (1921―2004). По окончании школы работала секретарем в осоавиахиме. Затем ― библиотекарем и заведующей секцией  в библиотеке профессорско-преподавательского состава МИСИ им. В. В. Куйбышева (ныне Московский государственный строительный университет). Вышла на пенсию в 1986 г.

 

Мелани (Кек) Шпитта (1946―2005) ― кинорежиссер, публицистка, защитница прав синти. В 1938 г. семья Мелани бежала  из фашистской Германии в Бельгию. Ее старшиебратья и сестры погибли в Освенциме. Мать, бывшая узница концлагерей, умерла от туберкулеза. С 1949 г. Мелани росла у родственников в Дюрене. В 1980-е гг. вместе с режиссером Катрин Зейболд работала над документальными фильмами о положении синти в Германии. Боролась за равноправие женщин в общине синти и в окружающем обществе. При ее участии состоялось обнародование фотографий преступников из числа сотрудников Исследовательского центра расовой гигиены. В 1999 г. Шпитта получила приз Отто Панкока «за противодействие утрате памяти». В 2015 г. феминистская группа Inirromnja провела в память о Мелани Шпита театрализованные чтения «Я против покровительства».

 

Ольга (Деметерова) Фечова (1942―2022) ― гражданская активистка, приемная мать, помощник учителя. Роди- лась в словацком Гуменне. Происходила из музыкальной семьи. Занималась воспитанием детей из неблагополучных семей. Долгое время работала в начальной школе в одном из районов Праги, где руководила детским ансамблем «Чхаворикани лума» (Детский мир). Основала творческие коллективы в нескольких городах страны. С 1990 г. состояла в Чешском Хельсинкском комитете. С 2016 г. возглавляла женскую цыганскую организацию в Крупке. В том же году удостоена престижной награды Roma Spirit (Цыганский дух). Вместе с дочерьми патронировала новорожденных, оставшихся   без попечения родителей. Интервью с Фечовой использовано в проекте «Память цыган».

Матрёна (Муся) Васильевна (Дёмина) Климашенко (1918―1995) ― гадалка, участница фольклорного ансамбля, неграмотная. Происходила из сэрвов. Мать Муси, нецыганка, кочевала с цыганами. В период гитлеровской оккупации Киева Муся укрывала и содержала семерых человек, членов еврейских семей. В 1942 и 1943 г. чудом избежала расстрела, благодаря европейской внешности. После войны полупрофессиональный коллектив, созданный семьей Муси,  был прикреплен к домам культуры и успешно гастролировал. Внучка и правнучка Муси – Людмила и Жанна Крикуновы – актрисы Киевского Академического Цыганского театра “Романс”.

 

 

Лита Кабельют (1961 г.р.) ― художница. Детство провела в Барселоне. Рано осталась без попечения родителей. После смерти бабушки ее усыновила каталонская семья. В 19 лет Лита перебралась в Нидерланды. В 1982 – 1982 гг. обучалась в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме. Работает над масштабными гиперреалистичными полотнами, используя особый вид фресковой техники. Начиная с первой выставки в 1978 г., картины Кабельют экспонируются по всему миру. В 2015 г. заняла 333-е позицию в топе 500 самых известных современных художников по версии журнала «Artprice». Среди многочисленных наград Литы: «Премия в области живописи и пластических искусств» (2011) Института цыганской культуры в Мадриде  и звание «Художник года» (2021) в Нидерландах.

Любовь Васильевна Чучукова (1951 г.р.) ― медсестра. Родилась в г. Каменск Ростовской области. Происходит из донских сэрвов. В 1966―1970 гг. обучалась в Таганрогском медицинском училище по специальности «акушерское дело». Восемь лет проработала в роддоме в Новошахтинске. Затем в Детской городской больнице Новошахтинска ― в качестве участковой медсестры, инструктора по гигиеническому воспитанию и последние десять лет ― процедурной медсестры. Вышла на пенсию в 2015 г.

 

 

 

Раиса Борисовна (Старцева) Набаранчук (1943 г.р.) ― поэтесса, гражданская активистка. Родилась в оккупированном гитлеровцами Киеве. Происходит из сэрвов и расейцев. Большую часть жизни работала парикмахером. Начала писать в 1960-х гг. Несколько ее стихотворений вышли в цыганской периодике в 1990-х гг. В 2015 г. выпустила поэтический сборник «Мирэ дрога мануша, кэ тумэ мирэ лава» (Мои дорогие люди, к вам мои слова). В качестве информантки принимает участие в цыгановедческих исследованиях в университетах Киева и Чернигова. Представляет цыганскую общину на различных фестивалях и концертах в Украине и других странах

 

 

Елена Сырбу (1982 г.р.) ― журналистка, телеведущая, гражданская активистка. Происходит из лаеши. Родилась и выросла в с. Кетросу Бессарабcкой обл. Молдовы. В 1991 г., когда страна обрела независимость, для цыганских студентов были выделены места в Государственном университете. Там Елена освоила профессию журналиста. На последнем курсе работала ведущей и редактором цыганской программы «Petalo Romano» ( «Цыганская подкова») на телеканале TV1. В 2006 г. училась в английском Брайтоне. По возвращении в Молдову (2009) работала воспитательницей в детском саду, но была вынуждена уволиться из-за дискриминации по этническому признаку. В 2012 г. вернулась на телевидение. В 2016 г. запустила интернет-радиостанцию «Радио Патрин». В марте 2018 г. посетила конференцию цыганских женщин рома в Барселоне, где рассказала о важности цыганских СМИ.

Лаура Халилович (1989 г.р.) ― режиссер, сценарист. Родилась в Пьемонте, куда в 1960-х гг. из Югославии переехала ее семья. Участница культурных и образовательных проектов. После успеха первого короткометражного фильма «Иллюзия» (2007), показанного на канале Rai3, сняла несколько документальных картин.   В 2014 г. вышел первый полнометражный фильм Халилович «Io rom Romantica» ― автобиографическая комедия о цыганской девушке из пригорода Турина, мечтающей стать режиссером. Картины Халилович отмечены призами на фестивалях документальных и телевизионных фильмов в Монако, Италии и Косово.

Делия Григоре (1972 г.р.) ― литератор, ученый, преподавательница, защитница прав цыган. Родилась в Галаце. Росла при коммунистическом режиме, не признававшем цыган этническим меньшинством. До румынской революции 1989 г. семья Григоре вынуждена была скрывать свою национальность. В 1995 г. окончила филологический факультет Бухарестского университета. Автор ряда научных публикаций. В 2002 г. защитила диссертацию по традиционной культуре цыган. Преподает на кафедре иностранных языков и литературы Бухарестского университета. Возглавляет цыганскую организацию «Амарэ Рромэнца». В феврале 2022 г. Григоре потребовала от Румынской православной церкви признать ответственность  за пять веков цыганского рабства на территории Валахии и Молдавии.

 

 

Амалия (Рейнхардт) Шайх (1929 г.р.) ― бывшая узница фашистских концлагерей. Происходит из немецких синти. В 1938 г. родители Амалии были депортированы в Дахау.  В возрасте девяти лет она оказалась в сиротском приюте, где вместе с другими цыганскими детьми стала объектом лженаучных изысканий сотрудников Научно-исследовательского центра расовой гигиены, призванных доказать умственную неполноценность «низших рас». По окончании «исследовательской работы» в мае 1944 г. вместе с другими тридцатью двумя цыганскими детьми была отправлена в Освенцим, где работала на строительстве дорог. Ее братья и сестры погибли в газовой камере. Амалия избежала гибели, так как   летом ее перевели в Равенсбрюк, затем вместе с матерью ― в Берген-Бельзен.. В 1994 г. Амалия рассказала о своих страданиях в документальном телефильме.

 

Наталия Николаевна Томенко (1994 г.р.) ― гражданская активистка, исследовательница, художница. Родилась в г. Кременчуг Полтавской обл. Происходит из сэрвов. В 2015 г. окончила Кременчугский университет экономики, информационных технологий и управления (КУЭИТУ). Получила профессию графического дизайнера в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. В 2019–2021 гг. обучалась в Центрально-Европейском университете в Вене. Сотрудница Европейского Цыганского Института Искусств и Культуры (ERIAC). Соучредительница и креативный директор Агентства по Защите Цыганской Культуры в Украине (ARCA). Координатор и участница волонтерских, правозащитных и художественных проектов.   В настоящем на уровне ЕС участвует в международных дискуссиях по поводу ситуации в Украине, гуманитарной и другой помощи рома.

 

 

 

Магда Сечи (1958 г. р.) — писательница и художница. Родилась в г. Комади. С четырех лет воспитывалась в детском доме. После школы приняла участие в венгерско- польской студенческой программе. Окончила медицинское училище      в Варшаве и два года работала в области здравоохранения. Затем проявила интерес к искусству, училась в керамической мастерской. С 1984 г. рисует, иллюстрирует книги, пишет сказки, стихи, рассказы и т.д. С 1988 г. является постоянной участницей выставок в разных странах. Картины и керамика Сечи находятся в экспозиции цыганского парламента, собрании Музея этнографии и Венгерского института культуры и искусства. В 2000 г. награждена премией имени Ноэми Ференци, присуждаемой Министерством культурного наследия Венгрии.

 

Киба (Кирсти Лейла Анники) Лумберг (1956 г.р.) ― литератор, художница, гражданская активистка, критик традиционализма. Родилась в Лаппеэранте в семье финских кале. В 13 лет ушла из дома из-за жестокого обращения. Изучала искусство, дизайн и музыку. Пережитый опыт домашнего насилия отразился на ее творчестве, которое включает романы, комиксы, детские книги и сценарии. В 1997 г. получила общенациональную известность после выхода сериала о жизни кале «Темная и светящаяся кровь», сценарий которого в 2013 г. был адаптирован для театра. Организатор и участница социально-ориентированных выставок и семинаров, в том числе первого цыганского павильона на 52-ой Венецианской биеннале (2007). Получала угрозы за резкие высказывания в СМИ. В 2009 г. баллотировалась на выборах в Европейский парламент.

Ольга Николаевна (Кононова) Старостина (1911―2005) ― актриса Московского цыганского театра Ромэн. Сестра актрисы, заслуженной артистки РСФСР Александры (Шуры) Николаевны Кононовой (1914―2005). Происходила из многодетной кочующей семьи, осевшей в Москве. В 1920-х гг. вместе с сестрой училась в цыганской школе, а затем в цыганском педтехникуме в Москве (существовал с 1932 по 1938 гг.). Выступала в ансамбле, а с 1937 г. и до последних дней жизни работала в театре Ромэн. В 1942 г. репрессирована как жена «врага народа». По свидетельству дочери, в 1990-х гг. обращалась в прокуратуру за подтверждением реабилитации для оформления льгот. Ольге Кононовой посвящено стихотворение Э. Асадова «Ее любовь» (1963). Мотивы биографии сестер Кононовых легли в основу телесериала «Цыганки» (2008). Дочь Ольги Кононовой Наталья Андреевна Старостина ― старший преподаватель (с 2010 г.) кафедры классической филологии МГУ им. Ломоносова.

 

Земфира (Зола) Анатольевна Кондур (1976 г.р.) ― правозащитница, исследовательница, преподавательница. Происходит из кишинёвцев. В 1999 г. окончила филологический факультет Измаильского государственного педагогического (ныне гуманитарного) университета. Общественную деятельность начала в Ассоциации ромов Измаила. Получала образование в области прав человека на тренингах СЕ, ОБСЕ, ООН и мн. др. Кандидат социологических наук. Вице-президент женского фонда «Чирикли» (Птица), сотрудница цыганского Интернет-радио Chiriklo. Более двадцати лет занимается проблемами образования и положения цыганских женщин в традиционной общине. Представляет интересы украинских цыган в ООН, ОБСЕ, Европейском парламенте, Совете Европы. С 2019 г. посол Толерантности ПРООН Украины. С февраля 2022 г. занимается оказанием помощи жертвам российской агрессии в Украине.

“Я бы сказала, что война России против Украины привела к серьёзному гуманитарному кризису. От рук российских воинов умирают тысячи невинных детей и женщин. Сегодня мы прилагаем все усилия для оказания помощи невинным людям, которые стали жертвами “Русского мира”.

Элизабета Йонуз (1964 г.р.) — гражданская активистка, ученый, преподавательница Института сравнительных исследований в области образования и социальных наук Кёльнского университета и Университете прикладных наук в Ганновере. Родилась в Скопье. В 1967 г. ее семья переехала в Германию. С 1982 г. живет в Кельне. Работала воспитателем и заведующей детским садом. В 2001-2004 гг. изучала социальную педагогику в Кёльнском университете прикладных наук. Защитила диссертацию по общественным наукам, публикует научные статьи. С начала 1990-х гг. занимается образовательной и посреднической деятельностью в Германии и странах бывшей Югославии. Участвовала     в подготовке выставки «Цыганские женщины: клише и реалии» для первого крупного съезда цыганок в Германии. С 2012 г. входит в совет директоров Фонда Хильдегард Лагрен, который занимается образованием цыган в Германии.

Амун Слим (1982 г.р.) ― гражданская активистка, писательница. Происходит из домари. Рано лишилась матери. Еще в детстве столкнулась с крайними проявлениями ксенофобии в повседневной жизни  и в школе. Получила диплом в области делового администрирования и гостиничного управления. В 1999 г. организовала Общество цыган-домари в Иерусалиме, а в 2005 г. ― общинный центр, деятельность которого сосредоточена на развитии образования, расширении экономических возможностей и сохранении языка и культуры домари. Образовательные программы центра ориентированы на женщин и детей. «Я даю каждой цыганской женщине шанс и возможности научиться новому, набраться опыта и найти свой пусть в жизни», ― говорит Слим.

Сара Сильви Барбьё (1958 г.р.) ― актриса, режиссер, художница, литератор. Родилась в Париже. Творческую деятельность начала в 1977 г. Через год после переезда в Канаду (1980) основала труппу «Караван» в Монреале. Организатор    и преподавательница художественных, танцевальных и театральных мастерских и кружков. Запатентовала уникальный метод изготовления театральных масок. Работала в кинематографе. С 1998 г. включилась в движение за права цыган. Произведения Барбьё публикуются в литературных антологиях на французском, английском, немецком и цыганском языке. Стихотворения Сары и ее дочери Таис Барбьё (1981 г.р.) вошли в первый международный сборник женской цыганской поэзии «Сар о пай» (Как вода, 2006).

Раиса Прокофьевна (Пинчук) Удовикова (1931 г.р.) ― актриса, певица. Родилась в многодетной кочевой семье под Курском. Происходит из сэрвов и русских цыган. По окончании войны училась в ФЗУ в Днепропетровске (ныне Днепр, Украина). Работала на заводе, участвовала в самодеятельности. В 1953 г. вошла в труппу Московского цыганского театра «Ромэн». Снималась в кино. В 1966 г. эмигрировала в Норвегию. Работала в местных театрах. Записала несколько музыкальных дисков. В 1980-х гг. гастролировала с ансамблем цыган Ивановичей. С 1998 г. вместе с дочерью Натальей Удовиковой (1954 г.р.) проводит ежегодный фестиваль цыганского искусства «Ягори» (Огонек) в Осло. Творчество Удовиковой и ее участие в борьбе с дискриминацией отмечены многочисленными наградами.

Клара Лакатош (1968 г.р.) ― художница, педагог. Родилась в Ченгере. В 1982 г. переехала в Будапешт. Получила ученую степень в области культурного менеджмента в Печском университете. Тема ее диссертации «Результаты работы цыганского преподавателя в учебных заведениях». Начала рисовать в 1996 г., вдохновляясь работами цыганских художников Венгрии. С 2000 г. работы Клары публикуются в периодике, экспонируются на международных выставках. В 2007 г. с группой учеников посетила арт-фестиваль Athe Sam Roma.   В 2020 г. принимала участие в Венецианской биеннале. C 1999 г. преподает язык и рисование детям и взрослым.

Вера Била (1954―2019) ― певица, автор песен. Родилась в Рокусанах, куда ее семья переехала из Восточной Словакии. Родители занимались музыкальным исполнительством. На сцену вышла в возрасте восьми лет. С 1994 г. выступала с собственным семейным коллективом «Кале» (Смуглые). Владела пятью музыкальными инструментами: гитара, фортепиано, цимбалы, ударные и аккордеон. Исполняла народные и эстрадные песни чешских и словацких цыган. Записала несколько дисков. Участвовала в международных фестивалях. В 1999 г. со своим коллективом провела грандиозный тур   по странам Европы, США, Канаде, Японии и др. С 1978 по 1999 гг. снялась в нескольких художественных и полуигровых картинах. Считается самой популярной современной цыганской певицей Чехии.

Хильдегард Лагрен (1921―2007) ― гражданская активистка. Родилась во Франкфурте. В мае 1940 г. была депортирована      в Освенцим. После освобождения вместе с выжившими членами семьи переехала в Мангейм. Благодаря публикациям, общению с журналистами, выступлениям в школах и на массовых мероприятиях, получила всемирную известность как участница движения за права синти и рома. Сотрудница Центрального совета немецких синти и рома (с 1981 г.) и Документально-культурного центра Центрального совета Гейдельберга (с 1991 г.). Награждена медалью и орденом  «За заслуги перед землей Баден-Вютемберг». Основанный в 2012 г. Фонд Хильдегард Лагрен занимается проблемами доступа цыган к образованию, социальным участием и интеграцией цыган в окружающее общество. Премия Лагрен вручается в Мангейме общественным деятелям, выступающим за толерантность, права человека и равенство  в образовании.

Анна Петровна Немцева (1953 г.р.) ― учительница русского языка и литературы. Сэрвица по отцу и русская цыганка по матери. Родилась в степи под Каменск-Шахтинским Ростовской обл. Семья, в которой было пятеро детей, кочевала. В школу пошла на девятом году жизни. Закончила восемь классов в Морозовске. Поступила в педагогический техникум в Азове. Два года работала по распределению учительницей в Зерноградском р-не. В 1989 г. окончила Ростовский государственный университет. Работала в школе № 4 Морозовска. Ученики Немцевой становились победителями областных конкурсов и олимпиад, 17 ― окончили школу с серебряной медалью, 15 ― с золотой. Профессиональная деятельность отмечена грамотами от РайОНО и др. В настоящее время на пенсии.

Ружа Николич-Лакатош (1945 г.р.) ― певица, популяризатор музыкального фольклора ловарей. Родилась в г. Папа недалеко от Дьёра. Родители пережили фашистский геноцид. Во время Венгерского восстания 1956 г. семья эмигрировала в Австрию. В общине Ружа славилась необкновенным талантом. После встречи с музыкальным этнологом Урсулой Хеметек народная певица начала принимать участие в концертах и фестивалях. Ныне коллектив «Ружа Николич-Лакатош и цыганская семья» известен в стране и за ее пределами. Свою популярность певица использует для борьбы за интересы цыган. В 2011 г. песни ловарей, исполняемые Ружей, включены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. В 2019 г. учреждена «Премия Ружи Николич-Лакатош», вручаемая деятелям цыганской культуры.

 

Таисия Яковлевна (Лебедева) Шерстобитова (1923―2005) ― учительница начальных классов. Родилась в Ростове-на-Дону.   По некоторым данным, в 1930-х гг. обучалась в цыганском педагогическом техникуме в Москве (существовал с 1932 по 1938 гг.). После войны устроилась в школу №13 г. Ростова-на-Дону (ныне лицей), где проработала до 1993 г. В «лихие 90-е» лишилась трехкомнатной квартиры и ютилась с внучкой у знакомых в пристройке частного дома. Похоронена  в цыганской части Братского кладбища.

 

 

 

Цецилия (Цилли Райхманн) Шмидт (1924 г.р.) ― мемуаристка, пережила фашистский геноцид. Происходит  из немецких синти. Обеспеченная семья Цилли занималась музыкой, владела передвижным кинотеатром, кочевала по территориям Германии и Чехии. С 1942 г. ― узница фашистских концлагерей. Потеряла в Освенциме родителей, сестру и семерых ее детей, четырехлетнюю дочь. Судебные процессы по заявлениям (с 1953 г.) Цилли о компенсации за перенесенное заключение и ущерб здоровью тянулись с 1956 по 1968 гг. В феврале 1988 г. свидетельствовала в окружном суде Зигена против бывшего роттенфюрера СС Эрнста-Августа Кенига, начальника блока в Освенциме. В возрасте более 90 лет рассказала о своей жизни и борьбе в автобиографической книге. В 2021 г. была награждена орденом «За заслуги перед Федеративной      Республикой Германия».

#история_ромских_женщин #womenshistorymonth #womenshistorymonth2022 #месяцженскойистории2022

Проект выполнила Илона Махотина (Россия, Тверь). Я ― кандидат филологических наук, автор более двадцати научных публикаций, посвященных традиционной культуре и литературе цыган; ассоциированный сотрудник Отдела устной традиции, литературы и литературной критики Института исследований цыган Европы (Белград, Сербия). С 2012 года принимала участие в проектах АДЦ «Мемориал» и других цыганских образовательных проектах в России и Украине. Эксперт проекта RomArchive https://www.romarchive.eu/en/literature Пишу стихи на цыганском и русском языке, публиковалась в антологиях национальных и цыганских литератур в России и за рубежом; состою в Международной организации цыганских писателей (Хельсинки, Финляндия). Лауреат международного цыганского литературного конкурса имени Папуши (Румыни, 2020), цыганского конкурса искусств «Амико Ром» (Италия, 2019, 2020), конкурсе рисунка, объявленного Европейским Институтом Цыганского Искусства и Культуры (ERIAC, 2021). Являюсь соучредителем Международного общества исследований цыганской культуры Kulturom.

С 2001 года  публикуюсь в качестве художника, с 2012 года создаю и иллюстрирую пособия для цыганских классов.

Интересуюсь гражданскими инициативами, связанными с общественно-политической видимостью и правами цыганских женщин во всем мире. Занимаюсь популяризацией творчества цыганских писательниц и художниц.

Веду группу, посвященную истории и культуре цыган https://vk.com/romanessite

Сайт: http://www.kulturom.ru

Е-mail: maxota@list.ru

 

 

Поделиться