26 ноября 2020 года состоялась zoom-презентация материалов первого исследования о фемициде в Кыргызстане. Доклад подготовили дата-журналистки издания Kloop Савия Хасанова и Анна Капушенко. В презентации принимали участие представитель фонда Сороса в Кыргызстане Тынымгуль Эшиева (фонд выступил грантодателем) и Любава Малышева из российского проекта femicid.net. В ближайшее время материалы будут опубликованы на сайте Kloop, а также на других ресурсах и на разных языках, прежде всего на кыргызском.

Презентация состояла из двух частей. В первой рассказывалось о том, что такое фемицид и о методологии. Во второй демонстрировались результаты исследования.

Открытая база данных по фемициду в КР

Презентация pdf

Исследовались данные криминальных сводок Akipress с 2010 по 2020 год. Akipress это самое крупное ИА в Кыргызстане, основной поставщик релизов от государственных органов. Савия и Анна рассказали, что 2010 году дел о убийствах женщин было больше сотни, в 2020 было зарегистрировано всего 18 уголовных дел. Всего с 2010 года было возбуждено 762 уголовных дела по статье «Убийство», где убитой была женщина. Они отметили сокращения числа всех убийств (417 в 2009 году, 174 — в 2019). Заметных отклонений в данных о других статьях УК, ассоциированных с убийством женщины (тяжкие телесные, повлекшие смерть, доведение до самоубийства) обнаружено не было. Возможно, что сокрытие фемицида идет при помощи статьи убийство по неосторожности.

В подавляющем числе случаев женщин убивали мужчины. За 10 лет найдено всего 37 случаев, когда мужчина был убит женщиной, при этом 17 женщин оборонялись. За это же время зарегистрировано 598 убийств мужчинами женщин.

“В Кыргызстане статистика по фемициду не собирается. Большое внимание уделяется статистике и изучению темы домашнего насилия, но о фемициде никто не говорит. В открытом доступе публикуются данные по числу убийств в разбивке по полу (только за последние пять лет). Данные по тому, кто убийца не публикуются. Такие данные предоставляются по запросу Генеральной прокуратурой. В открытом доступе нет данных по другим статьям УК, где женщина может погибнуть, к примеру, 104 статья и другие. В открытом доступе нет “нормальных” данных по внешним причинам смерти.”

Как проводилось исследование? Изучили 54 108 новостей криминальной хроники, используя 80 наиболее часто встречающихся в делах о фемициде словосочетаний. Выбрали 2817 новостей с ключевыми словами. Каждую новость внесли в базу данных.

Какие случаи попадали в базу:

  • Умышленное убийство интимным партнером, знакомым, родственником
  • Убиты другие родственники-коллеги-соседи женщины
  • Особая жестокость убийства, высокая степень насилия, беспомощное состояние женщины, высокая степень уязвимости (инвалид (включая психические заболевания, алкоголизм и наркоманию)
  • Убийство во время попытки уйти из каких-либо отношений с мужчиной
  • Женщина убита, потому что угрожала социальному и экономическому статусу
  • Убийство совершено на почве ненависти к женщинам, идеи о второсортности женщин, ревности
  • Коллективные убийства, сопряженные с изнасилованием или нет, с пытками
  • Доведение до самоубийства

Есть и другие критерии фемицида, но их не использовали в данной работе. Также в финальное исследование не нашли многие сомнительные случаи, такие как смерть женщины при пожаре, ДТП, медицинские случаи, новости о найденных телах.

С 2008 года было идентифицировано 300 случаев фемицида из новостей и базы приговоров. В среднем 20-30 случаев в год. Это была сложная и кропотливая работа, особенно когда дело шло о делах десятилетней давности. В 2020 году нашли 17 фемицидов,  почти 100% от зарегистрированных убийств мужчинами.

Слайд: “Это значит, что все остальные убийства НЕ фемицид? НЕТ! Это значит, что:
  1. У нас нет деталей убийства, чтобы мы могли уверенно говорить, что это фемицид.
  2. Мы идентифицировали почти половину убийств женщин из данных, предоставленных Генпрокуратурой. Это оказался фемицид. Значит, этот паттерн перейдет и на остальные убийства женщин, которые нам не удалось идентифицировать. Вывод: Около 90% убийств женщин в Кыргызстане — фемицид.”

Кем был убийца? В 39 случаев интимный (включая бывшего) партнером , в 24 случаев – знакомым, в 13 случаев родственников. В трех из четырех случаев убитая знала своего убийцу.

Родственные отношения:

Подавляющее число убийств было совершено интимными партнёрами – 38, знакомыми – 20, близкими и дальними родственниками – 16, 11 – незнакомыми мужчинами.

Удалось детализировать и способы убийства.

Большинство жертв были зарезаны или забиты до смерти кулаками. Практически все убийства происходили с особой жестокостью, брутально. Было обнаружено очень мало случаев, когда травмы единичны. ” Нам удалось идентифицировать 70 случаев сокрытия фемицида. Чаще всего тело убитой женщины было закопано, выброшено в воду или был произведен поджог. Но есть и как минимум 5 фактов расчленения, инсценировка суицида, залитие бетоном.”

Большинство убийств произошли на почве агрессии мужчины во время ссоры. Поводом служило всё, что угодно — от ревности до обсуждения денег (мешала смотреть телевизор, бил в целях воспитания, спросила, куда потратил 500 сомов).

Анна Капушенко: “Мужчины убивают женщин просто так. Они цепляются за мелочи. Это устрашает и шокирует. Что объяснение убийства “Мешала смотреть телевизор…””

Убийства женщин — закономерный итог семейного насилия. Многие из убитых женщин ранее подвергались систематическому насилию. Несмотря на это правоохранители не хотят связывать убийство женщин с домашним насилием. Данные МВД по числу убийств в результате семейного насилия сильно отличаются от собранных исследовательницами данных фемицида. Уголовных дел связанных с семейным насилием в последние годы по 4 в год — 2017-1018. Правоохранители в разговорах говорят что семейное насилие отдельно а убийства отдельно.

Отдельно говорилось про отложенный фемицид. “В стране 7000 случаев семейного насилия в год. Все пострадавшие могут быть убиты, потому что наказать агрессора очень сложно. Женщины могут умереть не в день нанесения травм. И смерть может не попасть в статистику насильственных смертей. Мы не можем оценить реальный масштаб фемицида из-за нехватки данных. Уровень фемицида больше, но мы даже не можем представить, каким он будет.”

“Фемицид не выделяется государством в отдельную категорию преступлений. А убийство женщины не считается гендерным преступлением, как, например, изнасилование. В УК в статье “Убийство” есть только один пункт, касающийся женщины (заведомо беременной) – без отдельного наказания по этому пункту. Преступнику грозит от 12,5 до 15 лет и штраф или пожизненное. Решение принимает судья — большая вилка.”

В новом УК произошла гуманизация по статье «Убийство», если раньше преступника могли посадить на 20 лет, то сейчас только на 15. В 2017 году Верховный суд разработал рекомендации для судей. Убийство женщин в них отдельно не выделяется. На суде сложно доказать особую жестокость. Уничтожение и расчленение не квалифицируется как особая жестокость. Этот документ может служить препятствием для адвокатов, когда они пытаются добиться максимального наказания для убийцы. В базе есть молодые мужчины, 25 лет, которые, оказавшись на свободе, будут рецидивистами. Такие случаи есть.

В других странах люди ведут борьбу с фемицидом. В Мексике проходят общенациональные забастовки, в Испании постоянны протесты против фемицида, в ЛА в 16 странах ужесточено наказание за фемицид, в некоторых странах приняты законы против фемицида. В Кыргызстане на марш против гендерного насилия нападают мужчины, в том числе правоохранители.

Записи во время вопросов и ответов.

Дополнение Любавы Малышевой: другие коллективы также выпустили доклады о фемициде. Так,  во Франции в 2019 году было убито 146 женщин,  в Италии в 2020 году – 91, в Испании в 2020 году – 80 фемицидов и других мачистских убийств. В Грузии с докладом про фемицид в 2020 году (19 убийств и 20 покушений на убийство) выступил омбудсмен. ЛевСД провели пикеты против фемицида в Москве. Российский антифемицидный проект насчитал 1220 случаев с начала года.

1.Коэффициент фемицида в КР?

Примерный уровень умышленных убийств в КР на 100 000 женщин – 2,5.

2. Изучена ли на предмет сокрытия фемицида смертность от внешних причин?

Статистика смертности от внешних причин изучена не была, поскольку она еще не получена, кроме того она не структурная. МВД передает данных для публикации в Статком, который затем занижает данные.

3. Советы: омбудсмен, плакаты с числом убитых, информация о других странах.

4. Связь с психическими заболеваниями?

27%  или 82 случая фемицидов – в состоянии опьянения.

5. Собираются ли данные о фемициде мигранток?

Да, есть база фемицида на экспорт – как база жертв, так и база убийств, она отдельна от основного исследования.

5. Смотрели ли вы на материнскую смертность — недолеченные, недокормленные, умирающие во время родов.

Нет. В других странах есть больше ресурсов и там медицинский фемицид также изучают.

6. Совет.

Адресовать вопросы по несовершенной статике соответствующим органам.

7. Выгорание.

Мы много работали с новостями. Иногда 2-3 часа хватало для переутомления. Удавалось обработать 5-10 новостей в день. Приговоры вызывали огромное возмущение.

Савия цитирует новость: “В Токмаке Айдар избил до смерти свою жену Нонну.Суд установил, что мужчина был в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), “вызванного тяжким оскорблением со стороны супруги, а также длительной психотравмирующей ситуацией на фоне ее аморального поведения… Суд назначил ему наказание – 2 года условно, посчитав, что подсудимый был в состоянии аффекта. Постановление размещено на сайте Верховного суда КР. “.

8. Сводка Аки пресс: кладезь информации по другим преступлениям?

Да, можно исследовать другие преступления.

9. Удалось ли найти фотографии жертв.

Не удалось.

Открытая база данных по фемициду в КР

Презентация pdf

Связь с авторами доклада: Anna Kapushenko Savia Hasanova

 

Поделиться