В барселонском Палау Роберт с 22 июля по 4 октября 2020 года проходила большая выставка “Clotilde Cerdà / Esmeralda Cervantes, una mujer ante una época“, посвященная местной арфистке, композитору, писательнице, защитнице прав женщин и рабов Клотильде Серда и Бош (Барселона, 28.2.1861 – Санта Крус, Тенерифе, 12.4.1926).
Клотильда выступала против насилия во всех его формах – против войны, доминирования, рабства, смертной казни. Историю жизни известной правозащитницы воссоздала профессор феминистской философии и теории из Барселонского Университета – Лорена Фустер. Основой экспозиции стал памятный альбом, составленный Клотильдой и ей матерью (на 76 листах сохранены фотографии, визитные карточки, письма, программки выступлений и вырезки из прессы), материалы из антикварного магазина в германском Наумбурге (Германия), приобретенные Библиотекой Каталонии в 1999 году.
Клотильда Серда и Бош родилась в семье свободолюбивой и прогрессивной женщины, художницы Клотильды Бош и инженера Ильдефонсо Серда, ответственного за урбанистический проект Эшампле (большой барселонский район, разделенный на квадратные кварталы со срезанными углами и большими внутренними двориками). В семье родилось четверо дочерей. Когда Клотильде было 3 года, родители развелись – Ильдефонсо узнал, что дочь появилась на свет в результате измены жены. В 1864 году он исключил Клотильду из завещания, однако оставил ей свою фамилию, которая, впрочем, девочке не пригодилась: сценическое имя Эсмеральда она получила от Виктора Гюго – в честь героини романа “Собор Парижской Богоматери”. Королева Изабелла II добавила к псевдониму фамилию Сервантес – в честь автора “Дон Кихота”. После драматического разрыва мать оставила троих старших дочерей отцу, и уехала вместе с младшей жить в Мадрид.
Младшая Клотильда была поначалу отправлена в Рим – учиться живописи у Мариано Фортуни, но выбрала в итоге не рисунок, а музыку и стала одной из лучших арфисток своего времени. Она дебютировала на чествовании Мигеля де Сервантеса в годовщину его смерти – 23 апреля 1873, затем под руководством Иоганна Штрауса 2-го (сына) играла на Всемирной выставке. Впоследствии Клотильда выступала на выставке столетия независимости США в Филадельфии в 1876 году, Парижской Всемирной выставке 1878-го года, Чикагской выставке 1893 года (см. отдельный текст в нашем музее: Всемирный женский дом в Чикаго). Эсмеральда Сервантес совершила два длинных тура по Северной и Южной Америке, посетила Бразилию, Аргентину, Перу, Чили, Уругвай, Кубу, Мексику и Пуэрто-Рико, получив признание и награды от лидеров этих стран. Совершила несколько туров по основным европейским королевским дворам, Османской империи и Российской Империи. В Германии она играла в присутствии Рихарда Вагнера, который высоко оценил её способности. Поездки были запланированы ее матерью и поддерживались рекомендациями Елизаветы II и масонскими ложами, в которых состояли многие из наиболее значимых политиков и интеллектуалов эпохи. Мать Клотильды была фрейлиной Елизаветы II, многие аристократки того времени играли на арфах и стремились брать уроки.
Вторая часть выставки посвящена социально-политической активности Клотильды Серда, которая с раннего детства желала улучшить материальные и духовные условия жизни людей, была одним из главных пропагандистов движения против рабства. Во время поездки в Мексику в возрасте 14 лет Клотильда добилась освобождения двух приговоренных к смертной казни людей, а в следующий свой приезд освободила журналиста и исследователя медицинских средств José María Téllez, который позже… вылечил Клотильду от желтой лихорадки народным мексиканским растительным лекарством под названием Tonatiyacapan. Клотильда вместе со своей матерью улучшили это лекарство и пытались продавать его в форме бальзама в Европе.
Серда призвала к улучшению условий труда работающих женщин, выдвигала конкретные предложения, такие как обязательная ежемесячная заработная плата от правительства, пенсия сиротам и вдовам, строительство арендного жилья для работающих семей. Либеральные интеллектуалы обожали Клотильду Серда – ее единомышленниками были эквадорец Juan Montalvo, каталонец Víctor Balaguer, кубинец Enrique Trujillo, турецкая писательница и первая журналистка Fatma Aliye (см. отдельный проект Первая журналистка).
21 февраля 1875 года был основан Лицей Эсмеральды – покровителями его были Альфонсо XII, королева-матерь и принцесса Астурийсая, президентом – Фелипе Педрелл, секретарем – Сатурнино Хименес Энрих, Эсмеральде досталась должность почетного президента. В 1876 году, в том же году, когда умер Ильдефонс Серда, мать и дочь отправились на Кубу, сожженную первой войной за независимость, заявив, что выступают в поддержу свободы Кубы и против рабовладельческого строя. Это психологически понятное действие – семья матери Клотильды разбогатела на хлопковых плантациях на Кубе. Для потомков плантаторов оставался единственный способо возместить нанесенный стране ущерб – поддержать стремление к независимости.
В 1881 году Клотильда Серда вступила в барселонскую масонскую ложу Lealtad. В 1885 году в Барселоне был реализован проект, который мать и дочь планировали в течение многих лет: была создана Академия наук, искусств и ремесел для рабочих женщин (Acadèmia per a la Il·lustració de la Dona, Ла Рамбла, 10). Академия была вдохновлена аналогичными учреждениями, которые уже существовали в Соединенных Штатах, Бельгии, Германии, Франции и Швейцарии. Преподавались рисование, живопись, скульптура, гравюра, вышивка, обувное дело, переплет и другие прикладные искусства, геометрия, прикладная физика и химия, торговый расчет, стенография, языки, типография, музыка, гимнастика, танцы, литература. Были приглашены преподавать поэтесса Josepa Massanés, первая женщина- доктор медицины в Испании Dolors Aleu i Riera, журналистка и писательница Antònia Opisso. Число заявок на вечерние занятия быстро достигло 270 и новые ученицы не принимались из-за недостатка места. Через год Академия планировала построить себе новое здание, но 29 марта 1887 года была закрыта ввиду дефицита бюджета, который Клотильда покрыла из собственных средств (“La diferencia entre el déficit, 12.960, y lo que falta pagar, que son 3.750, ha sido sufragada por la Directora”.). Не состоялся запланированный на Пальме женский конгресс, журнал “La Ilustracion de la Mujer” также пришлось закрыть.
Параллельно с основанием Академии Antònia Opisso издала роман в форме дневника “Diario de un deportado”, где она писала от имени вымышленного персонажа кубинца Carlos Atregui, которого по сюжету депортировали в Испанию за антирабовладельческие и автономистские идеи. Дебаты о рабстве были под запретом. Аристократы, прежде рукоплескавшие арфистке, резко критиковали деятельность социальной революционерки и отказали ей в финансовой поддержке школы для женщин. Несмотря на это Клотильда на протяжении всей жизни переписывалась с королевскими особами из династии Бурбонов.
Изабель Сегура в книге “Los viajes de Clotilde Cerdà i Bosch” (“Путешествия Клотильды Серда и Бош”, 2013) говорит о большой цене, которую Клотильда заплатила за свою политическую позицию. Власти заставили её замолчать и выжили из страны.
Денег не осталось – Клотильда Серда стала арфисткой в Калленбергском дворце герцогов Саксен-Кобургских в Монте-Карло, а В 1887 году поехала в Константинополь – учительницей арфы в гарем султана Османской империи. В 1893 году на Всемирной чикагской выставке читала лекцию о положении турецких женщин (была издана и сохранилась брошюра с лекцией). Тогда же она выступила в качестве музыканта – под руководством Теодора Томаса в рамках выставки и на другом частном концерте – в Белом доме, для президента Соединенных Штатов Стивена Гровера Кливленда и его жены Фрэнсис Фолсом (принадлежавшей к масонской ложе).
В Бразилии, где Клотильда участвовала в пацифистском съезде Alliance Universelle des Femmes Pour la Paix, умерла её мать. В Бразилии Клотильда организовывала консерватории и детские сады. В 1895 году Клотильда Серда вышла замуж за немецкого инженера Оскара Гроссмана, производителя фарфора из Бразилии, у пары родилась дочь.
С 1902 по 1905 год Клотильда жила в Санта Крус на Тенерифе (1902-1905), с 1907 по 1915 – в Мехико. В 1918 году она снова вернулась на Тенерифе, где и похоронена на кладбище Санта Ластения (Санта Крус).
Клотильда Серда писала музыкальные произведения, эссе, статьи, редактировала и возглавляла культурные и литературные журналы. Большая часть наследия еще не восстановлена. Из музыкальных произведений были найдены партитура Salutation angélique, книга “История арфы” (“Historia del harpa”), опубликованная также в немецкой версии, брошюру о образовании и литературе женщин Турции (“Address on the Education and Literature of the Women of Turkey”), несколько статей в прессе, два журнала, связанных с учреждениями, основанными Клотильдой, и мултиязычный журнал, который Серда основала в Париже – L’Étoile Polaire / Полярная звезда. Известно, что она написала религиозные музыкальные произведения Invocación a la Virgen de Montserrat (Op. 7) y Salutation Angélique -Ave María- (Op. 12).
В Барселоне есть садик Клотильды Серда (Carrer Marina, 197) .
В своей статье о арфистке Isabel Segura Soriano пишет “Клотильда Серда – не исключение. Как сказала Кристина Пизанская в 15 веке, мы бы нашли больше таких женщин, как она, если бы потрудились поискать.”
Посмотрим, как все эти события отражены на выставке?
Клотильда Серда в Риме в 1868 году и в Вене в 1874.
Здесь рассказывается что создание альбомов было формой сохранения памяти и о том, как альбом Клотильды Серда был найден в антикварной немецкой лавке.
Мать – Клотильда Бош и Карбонелль, отец – Ильдефонс Серда и Суньер.
Изабелла II и Виктор Гюго, творческие крёстные родители, создатели псевдонима.
Брошюра о образовании женщин в Турции, которая была создана на основе лекции для чикагской всемирной выставки в 1893 году. Справа – открытка от Виктора Гюго.
Известные музыканты, которые восхищались игрой Клотильды Сервантес.
Брошюра о женщинах Турции. Лекция, прочитанная Клотильдой Серда во Дворце Искусств во время конгресса образования на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго (июль 1983) представляла из себя фундаментальный анализ положения женщин в Оттоманской империи.
Газета 1876 года, посвятившая страницу дочери и отцу Серда.
Рекламный рассказ Эсмеральды о том, что она всюду играет на прекрасных арфах фирмы Chicago Lyon & Heay.
Благодарственное письмо от оттоманской комиссии в Чикаго за прекрасную презентацию Турции на Всемирной выставке 1893 года.
Голос Берты Палмер, президента Всемирной выставке – о премии за работу в выставке. Приглашение на концерт в Белый дом.
Программа музыкального выступления на Чикагской выставке.
Справа – павильон Испании на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Здесь Клотильда участвовала в качестве редатора журнала “Полярная звезда”.
Всемирный женский дом (см. здесь)
Концерт на открытии Филадельфийской выставки 1876 года – Эсмеральда играла в оркестре, а также еще на одном концерте в Гилмор Концерт гарден и как минимум на трёх концертах в городе.
Берта Палмер (1849-1918), исключительно активная в борьбе за права человека, президент чикагской выставки.
Президенты различных республик.
Серебрянная памятная сувенирная медаль для публик концерта в театре Колубма в Буэнос Айресе (14.11.1975).
Письма и рекомендации от известных политиков.
Фото с концертов с подаренными цветами:
Стенд про освобождение приговорённого к смерти Хосе Марти и про его чудесное лекарство.
Фотография с членами премиальной комиссии чикагской выставки. Карточка члена комиссии. 1893.
Письма от сенатора Кадиса и рекомендации Изабеллы II.
Сертификат учительницы мексиканской консерватории, 1906. Письмо от Отона Энгельберта, 1877. Письмо-приглашение к губернатору Пуэрто-Рико, 1905.
Заметка про открытие железнодоржного моста, названного в честь Эсмеральды Сервантес на границе Бразилии и Уругвая через реку Жакуй. 1938. Фото с ученицами в мексиканской консерватории, 1914.
Письмо признания от Ложи Братства.
Клотильда Серда в шляпе городской пожарной команды, которая признала ее своим почётным членом.
Фрагмент статуи свободы, прибывший на Филадельфийскую выставу в 1876. Клотильда и ее мать видели этот момент, равно как и голову статуи свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.
Театр в Гаване.
Театр в Перу.
Театр в Буэнос-Айресе
Театр в Бразилии.
Коллекция дипломов от разных организаций.
Эсмеральда с хоровым обществом Буэнос-Айреса.
Фото константинопольского периода, с лирой, которую бог Гермес сконструировал из панциря черепахи.
Клотильда Серда перед встречей с испанской королевской четой в Мадриде. 1879.
Александрина де Баден и Эрнест II, пригласившие Эсмеральду Сервантес в Замок Калленберг в 1887 году.
Письмо с приглашением.
Письма от герцогини.
Письмо от Мадам Раттаззи, известной французской поэтессы и писательницы.
Стенд о преподавании музыки в константинопольском гареме Абдулы Хамид Хана II. Фатма Алийе, подруга, писательница и первая турецкая журналистка.
Письмо к “Монтсерратскому трубадуру”.
Письмо Антонио Кановаса дель Кастильо.
Записка Джузеппе Гарибальди.
Письмо о встрече в королевском доме Португалии, 1875.
Дворец русского дипломата и коллекционера Базилевского, а затем Кастильский дворец, а затем Отель Мажестик и Отель Пенинсула Пари, самый роскошный отель мира. Парижская резиденция Изабеллы II после революции (она прожила тут 36 лет, купив особняк у Базилевского).
Площадт Шарля де Голля. Символ звезды был лейтмотивом жизни Эсмеральды Сервантес.
Приглашение в посольство Италии.
Письмо от офтальмологического госпиталя, которому покровительствовала королева Ольга Греческая, 1893.
Многочисленные дипломы музыкальных и артистических ассоциаций Европы.
Интересовавшаяся географией и астрономией, пионер восхождения на гору Тейде в 1880 и член Географического общества Мадрила, поддерживала географические общества Мадрида. Годом спустя побывала в Астрономическом обществе Мексики.
Диплом арфистки от королевского дома Греции.
Письмо из России от великой герцогини.
Письмо от мэра Барселоны. Писатель Виктор Балагер.
Приглашение на концерт в Хоровое общество Евтерпа, которое было основано Ансельмом Клаве в 1874 году.
Ауреа Роса Клве и Бош (1856 – 1940) – музыкант, дочь Ансельма Клаве.
Дипломы из различных барселонских музыкальных организаций.
Поэма, на которую автора вдохновила Эсмеральда Сервантес.
Карта Барселоны и места, связанные с Эсмеральдой.
Театр Лирик
Документ из масонской ложи.
Письмо поэту Жасинту Вердагеру.
Хоровое общество.
Почётный профессор филармонического лицея.
Президент Мексики.
Zelda Seguin Wallace – американская певица и суфражистка.
Каза Розада в Буэнос Айрес.
Комитет Всемирного женского дома на Всемирной выставке в Чикаго, 1893.
Френсис Фолсом Кливленд, перваля леди США.
Хосе Уайт, кубинский скрипач и композитор.
Мол в Санта Крус на Тенерифе, 1925.
Пароход в бразильском порту 1910.
Гравюра о двухлетней войне на Кубе, 1879
Гран-отель Инглатерра. Гавана, 1900.
Дворец президента в Монтевидео, Уругвай.
Пальмовая аллея в ботсаду Рио де Жанейро, 1862.
Педро II, император Бразилии.
Папа Лео XIII
Романист и мыслитель из Эквадора, Хуан Монталво.
Голова Статуи Свободы в Париже в 1878 году.
Замок Калленберг. Кобург.
Королева Ольга.
Великий князь Константин Романов и Изабель Саксонская-Алтенбургская.
Музыка, играющая в зале.
Роза Бонер, французская художница-анималистка.
Королева Румынии, Елизавета Нойвидская, писавшая под псевдонимом Кармен Сильва.
Потрет Клотильды Серда.
Французская императрица Евгения.
Знаменитый астроном Камиль Фламмарион приглашает Эсмеральду Сервантес сотрудничать с журналом.
Патитура Salutation Angélique -Ave María (Op. 12).
Переписка с поэтом Juan Eugenio Hartzenbusch.
Бразильский журнал.
Тексты в газетах.
Список музыкальных произведений, созданных Эсмеральдой Сервантес.
Композитор, писатель, издатель.
Газеты, где Серда работала редактором и для которых писала статьи.
Заметки о путешествиях.
Автор “Истории арфы”, опубликованной в Барселоне в 1887 году и в Германии в 1889 году, далее перечисляются остальные издания (см. вначале).
Мать и дочь:
Часть экспозиции, посвященная правозащите и социальным проектам.
Благодарность от тюрьмы в Буэнос Айресе.
Письма с благодарностью за пожертвования и благодеяния.
Письмо от Изабеллы II.
Стенд о муже-фабриканте.
Баронесса Берта фон Суттнер, пацифистка, первая женщина, получившая Нобелевскую премию мира.
Защита детей.
Эсмеральда создавала приюты для детей рабочих женщин Амазонии.
Аргентинский портрет: Эсмеральда и Красный крест.
Буклет конгресса пацифисток в Бразилии.
Писательница, издательница, социальная активистка Патросиния де Биедма (1845 – 1927), которая действовала с Клотильдой во многих кампаниях.
Ангелес Лопес де Ауала, феминистка, союзница Эсмеральды.
Императрица Россиии Александра Фёдоровна.
Президент Венесуэлы.
Первая женская демонстрация в Барселоне состоялась в 1910 году
Хронология жизни Эсмеральды Сервантес.
Патрисио Эстебанес и Мурфи, литератор, республиканский политик.
Женская школа.
Мария Хосепа Массанес, одна из первых каталонских поэтесс и защитница прав женщин. Работала в Академии Эсмеральды.
Еще одна учительница, вышеупомянутая аболиционистка Антония Описсо и Виньяс.
Письмо Марии Хосепы.
Список предметов, которые преподавали в школе.
Мария Луиза Понса, пианистка, композитор, писатель, борец за права женщин, одна из учениц Академии. Основала Музыкальный институт Барселоны.
Каролина Коронадо.
Письма Каролины Коронадо.
Фото с ученицами.
Письмо от Гильермо Морфи, королевского секретаря, которы осудил социальную борьбу Эсмеральды.