Marche Mondiale des Femmes France пишет о том, что с начала 2019 года и до 2 сентября во Франции 101 женщина была убита на почве гендерной ненависти и публикует фотографии с многочисленной феминистской акции протеста на парижской площади Трокадеро 1 сентября. На этой акции были зачитаны имена жертв мачистского насилия: “Селин, Сара, Магуй, Клотильда, Элиана, Евфимия…”, затем плакаты с именами были размещены на земле, словно погребальные таблички. Протестующие требовали достаточного финансирования общественной программы против мачистского насилия и для защиты жертв: “Мы хотим миллиард евро, а не миллион”.
Организатором мероприятия выступил коллектив Nous Toutes. Две последние жертвы были убиты в Тарн (женщина 92 лет) и в Cagnes-sur-Mer, Alpes-Maritimes (женщина 21 года).
По данным МВД Франции в 2018 году был зарегистрирован 121 фемицид. Сбором неофициальной статистики французского фемицида занимается Féminicides par compagnon ou ex, фб-группа сторонниц этого сообщества насчитывает 17 000 человек. Француженки пишут также в твиттере feminicidesfr , используют хэштег #TerrorismePatriarcal #ПатриархальныйТерроризм и, подобно антифемицидным группам со всего мира, читают списки убитых на площадях, делают видеоролики о причинах убийств женщин, мемориальные ролики и карту http://urlz.fr/7SQl
Aude Le Gentil в своей статье 100 féminicides depuis le début de l’année, mais que signifie ce mot? указывает, что убийцы женщин по гендерному признаку всегда “пропитаны сексистской культурой”. Также в статье говорится, что Françoise Brié считает, что фемициды должны быть выведены из сферы частного семейного насилия: “речь идёт не о проблемах семьи, не о преступлениях страсти, а о сексизме”. Крупное феминистское объединение Osez le féminisme ! требует закона о фемициде во Франции. В 2016 году Commission nationale consultative заключила, что создание антифемицид-законодательства (читай: неприкосновенность женщин для мужчин) может способствовать подрыву “универсализма права”, но рекомендовал использовать слово “фемицид” на международном уровне и в СМИ. Член парижской академии адвокатов, Isabelle Steyer, считает, что женоненавистническое и предвзятое французское законодательство приносит женщин в жертву на алтарь презумпции невиновности, и что нужны немедленные меры по защите жертв домашнего насилия и предотвращения фемицидов.
Сегодня, 2.9.2019, открывается Matignon un “Grenelle des violences conjugales“.
В статье Le Monde Rassemblement à Paris pour dénoncer « le 100e féminicide » de l’année говорится, что с марта группа из 12 журналистов со всего мира мобилизовалась для расследования французских фемицидов. Можно только порадоваться, что есть целых 12 человек на 101 убийства, потому что мне разбираться в одиночку с тысячами случаев российского фемицида не так то просто. Вы можете помогать в исследовании (для этого напишите whnzine@gmail.com) или перевести денег (финансирования у российского проекта нет никакого).
Ещё несколько фотографий с парижской акции 1 сентября 2019 года:
Заглавная картинка – из статьи Après le meurtre d’une femme à Cagnes, un rassemblement au Trocadéro à Paris pour dénoncer “le 100e féminicide” de l’année
Upd
Премьер-министр Франции Эдуар Филипп дал старт кампании против домашнего насилия. Французов ужаснула статистика, в соответствии с которой с начала года в стране уже сто женщин погибли от рук нынешних и бывших партнеров и мужей. Иначе говоря, в среднем каждые три дня в результате драки, приступа ревности или просто пьяной агрессии гибнет одна француженка.
Проблему активно начала обсуждать еще в июле этого года госминистр по делам гендерного равенства Марлен Шьяпа. По данным многочисленных феминистских и правозащитных организаций, суды и правоохранительные органы во Франции сегодня часто не склонны вставать на защиту жертв домашнего населения. Уголовные дела о нападениях растягиваются на месяцы, полиция старается не принимать заявления, убежищ для жертв не хватает, а выделяемых государством 79 млн евро в год не хватает даже на содержание 5000 имеющихся по всей стране (и в заморских территориях) приютов для пострадавших и съемок социальных роликов.
Между тем, количество жертв насилия, в том числе и погибших, каждый год растет. Происходящее правозащитники уже называют «феминицидом».
Французское правительство назначит аудит в 400 полицейских участках и отделениях жандармерии. По оценкам экспертов, только эта мера, которая заставит сотрудников правоохранительных органов внимательнее отнестись к проблеме домашнего насилия, позволит предупредить появление примерно 500 новых жертв.
Помимо этого, по настоянию правозащитников, пострадавшие будут защищены с момента обращения за медицинской помощью. Таким образом, им не придется возвращаться домой из больницы, ждать там представителей правоохранительных органов и рисковать снова подвергнуться нападению.
«Муж, совершивший насилие, не является хорошим отцом», — заявил премьер Эдуар Филипп. По его словам, в 80% случаев насилие против супругов и против детей связано друг с другом. В связи с этим, с момента подачи жалобы, суды смогут приостанавливать или ограничивать родительские права супруга, совершившего насилие. Правда, без крайностей, потому что должны соблюдаться и права детей. А вот в случае убийства, родительских прав будут лишать автоматически — на время следствия и суда.
Кроме того, премьер планирует добиться изменений, которые обяжут насильников носить электронные браслеты. Причем, в том числе, в качестве предупредительной меры, если власти сочтут, что существует угроза насилия и надо предотвратить встречу с возможной жертвой.
Это только предварительные меры. Окончательные, как планируется, назовут к ноябрю. И они, возможно, будут куда обширнее. Правозащитные организации еще до выступления Эдуара Филиппа требовали, чтобы размер расходов на предотвращение домашнего насилия был увеличен минимум впятеро. Даже шесть тысяч убежищ считается недостаточным количеством. Необходимый минимум, по оценкам французских экспертов — это семь тысяч. Ну а юридические вопросы, как заявляют лидеры феминистских ассоциаций, необходимо решать немедленно, а не растягивать процесс до конца 2020 года.
«У нас нет времени ждать», — заявляют французские активисты.
Источник: Фемицид: во Франции каждые три дня гибнет женщина от рук своего мужа
Франция является одной из стран Евросоюза, где домашнее насилие наиболее распространено. 3 сентября в стране стартовала общенациональная кампания по привлечению общественного внимания к проблеме домашнего насилия.
«Жюли Дуиб была моей подругой детства. Ее убил 3 марта ее бывший муж. Жюли оставила шесть жалоб в комиссариате полиции, но никто не принял их всерьез. Мне кажется, что во Франции это воспринимают как банальность: каждые три дня в стране от домашнего насилия погибает одна женщина. И это ужасно», – рассказывает Селин Лоливре, руководитель Коллектива близких и родственников женщин, ставших жертвами насилия.
Во вторник, 3 сентября, во Франции стартовала кампания по привлечению общественного внимания к проблеме домашнего насилия в отношении женщин. Она проводится под патронажем госсекретаря по вопросам равенства между женщинами и мужчинами Марлен Шьяппа, но инициаторами выступил этот Коллектив. По словам Селин Лоливре, именно убийство ее подруги послужило началом всеобщей мобилизации.
С 2014 года во Франции работает специальная телефонная линия, 3919, позвонив на которую женщины, являющиеся жертвами домашнего насилия, могут получить квалифицированную психологическую или юридическую помощь. 3 сентября 2019 года этот номер можно увидеть на всех рекламных щитах во Франции, а также на государственных телеканалах. Большинство французских СМИ проводят в этот день свою кампанию по информированию граждан о том, как себя надо вести, если вы стали жертвой или свидетелем фактов насилия против женщин. Представители правительства Франции (включая госсекретаря Марлен Шьяппа, министра юстиции Николь Белубе внутренних дел Кристофа Кастанера) провели во вторник дебаты с участием ассоциаций, защищающих права женщин-жертв насилия.
Однако большинство ассоциаций, занимающихся защитой прав женщин, считают, что в стране делается недостаточно для борьбы с домашним насилием.
Эрнестин Рене – председатель ассоциации по мониторингу фактов насилия против женщин в департаменте Сена-Сен-Дени. Она считает, что ситуация не изменится, пока жалобы женщин не будут восприниматься всерьез: «Нужно, чтобы общество поменяло отношение к женщинам-жертвам насилия. Когда женщина рассказывает о насилии в полиции или социальным работникам, то ей надо верить. Закон, позволяющий защищать женщин, существует. Существуют меры по защите женщин, даже если они не подают официальную жалобу. А если подают, то судья может вынести решение о принудительном выселении мужа-насильника из дома. Такой закон существует. Кроме этого, для женщин, ставших жертвами насилия, постоянно работает телефонная линия, и не надо бояться туда звонить. Но проблема состоит в том, что все эти законодательные меры сегодня недостаточно применяются».
По статистике, только 19% женщин, ставших жертвами домашнего насилия, решаются подать жалобу в суд. Остальные 81% считают, что общество их не услышит. «Я думаю, что судьи, полиция, социальные работники недостаточно информированы о том, как надо действовать в таких случаях. И главное, я думаю, что они не понимают до конца, насколько такие мужчины могут быть опасны», – говорит Эрнестин Рене.
Поэтому различные ассоциации по защите прав женщин решили принять активное участие в общенациональной кампании. Некоторые из них, такие как НКО Woman Safe, уже давно проводят занятия и тренинги для молодых адвокатов, которые в будущем могут работать в этой сфере. Об этом рассказала координатор юридической группы Woman Safe Аксель Корнье: «В нашей ассоциации мы проводим занятия для студентов-адвокатов. Мы часто сталкиваемся со студентами, которые в ближайшем будущем станут дипломированными специалистами, и которые нам говорят, что никогда ранее не слышали о конкретных юридических мерах защиты жертв насилия. Это настораживает. К счастью, существуют адвокатские школы, которые проводят такие курсы. Но если большинство юристов, полицейских, социальных работников не знакомы с законами по защите жертв насилия, то никакие юридические тексты не помогут. Сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда сами женщины-жертвы насилия становятся специалистами в этой области, они сами вынуждены себя защищать, в том числе, в судебном порядке. А между тем – это не их работа. Они – жертвы насилия, это мы должны им помогать».
Кроме проблемы подготовки квалифицированных специалистов, призванных защищать права жертв насилия, существует и проблема государственного финансирования. Начатая 3 сентября общенациональная кампания ни к чему не приведет, если на правительственном уровне не будет проведена настоящая реформа, считает депутат от социалистической партии Валери Рабо. «Сегодня проблемами насилия против женщин занимается сразу несколько министерств. И как вы можете себе представить, при таком распределении работы никто не несет окончательной ответственности, никто не отвечает за результат. Например, работа специальной телефонной линии 3919: около четверти телефонных звонков от женщин, то есть 25% просьб о помощи просто никак не рассматриваются. Поэтому я считаю, что государство должно создать единую службу, которая занималась бы проблемой насилия против женщин. Кроме этого, необходимы дополнительные средства. Я надеюсь, что общенациональная кампания приведет к конкретным результатам. Но окончательный ответ мы получим только во время принятия закона о бюджете страны. С 2017 года мы наблюдаем, что финансирование в этой области уменьшается. Если оно и дальше будет продолжать уменьшаться, то это будет означать, что начатая сегодня общенациональная кампания существует только для пиара».
На сегодняшний день французское государство выделило 79 миллионов евро на борьбу с насилием против женщин. Большинство ассоциаций считают, что необходимо как минимум полмиллиарда.
Upd 8-9-2019 Французскую антифемицидную группу оштрафовали на 68 евро за расклейку плакатов в Париже